Вадим Сергеевич Прошин
(5.08.1998 - 17.09.2022)
В 2020 году закончил Рязанское военное воздушно-десантное училище.
После окончания училища лейтенанта направили служить в 7-ю горную бригаду
ВДВ в Новороссийске.
С февраля 2022 года его часть участвовала в СВО.
Погиб 17 сентября 2022 года в с. Максимовке Николаевской области.
При жизни награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом Мужества посмертно.
Вадим Прошин погиб при исполнении воинского долга 17 сентября 2022 года. Настоящий герой, он при жизни был награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом Мужества посмертно.
С мамой Вадима Татьяной Прошиной мы встретились под сводами храма Архангела Михаила. Уже несколько лет она работает здесь просфорницей - печет церковный, или, как еще его называют, «солнечный» хлеб. Дважды в неделю Татьяна помогает храму, а в остальное время трудится продавцом в продуктовом магазине. Я застала ее за окончанием работы: два огромных подноса ароматных просфор только вышли из печи. Татьяна бережно накрыла выпечку полотенцем, вытерла руки о фартук и села напротив, положив передо мной толстый фотоальбом. Она говорила тихо, иногда плакала. Хотелось обнять ее и плакать вместе. Материнский рассказ - как молитва.
«Здесь все его фотографии - с самого рождения до последнего дня… Сделали фотоальбом на память, когда Вадима уже не стало», - говорит Татьяна, ласково проводя рукой по цветным страницам, с которых смотрит ее Вадик, улыбчивый, веселый, будто живой.
Вот он совсем маленький, в пеленках, задорно хохочет. А здесь уже с игрушечной винтовкой в руках. Перелистываем страницы, и Вадим стремительно взрослеет: то сплавляется по горной речке, то поднимается в горы, то летит с парашютом, а вот и в военной форме принимает присягу. Чувство долга перед Родиной у ее Вадика в крови: отец - военный. И хотя Сергей давно уволился со службы и работает в полиции, но характер не изменить - волевой, упертый. Вот и у Вадика был такой же: ставил цель и шел к ней. Сидеть за компьютерными играми или болтаться во дворе было не для него. Вадиму с детства нравились приключения. Еще мальчишкой он понял, что жизнь - яркая и удивительная штука, в которой много интересного, а потому большая глупость растрачивать ее бесцельно, и записался в военно-патриотический клуб «Пересвет». Вместе с другими ребятами Вадим изучал азы военного дела: разбирал и собирал оружие, выполнял строевые приемы, занимался рукопашным боем, ходил в походы, посещал церковь, поднимал из земли останки бойцов Красной армии. Лидер по натуре, он был капитаном команды «Пересвет» на различных соревнованиях, а в 2013 году удостоился высшего курсантского звания в клубе – «Витязь Родины». Именно в «Пересвете», а потом и в «Ковчеге» Вадим учился не книжному патриотизму, а настоящему, и усвоил простые жизненные правила: «слабому помогай», «от друзей не отворачивайся», «если любишь, то всей душой». К школе Вадим оказался равнодушен, хотя был способным учеником, «двоек» не получал. Считался «хорошистом», а все свободное время отдавал спорту и друзьям. Друзей у Вадима очень много, да и не могло быть по-другому. Вадик был веселым, остроумным, а главное - преданным и надежным. Очень любил справедливость и, если кого-то обижали, готов был тут же прийти на помощь.
«Вадима можно охарактеризовать одним словом - надежный. Во всем. Если он сказал, то сделает и никогда не пожалуется. Бывало, спросишь у него: «Как дела?», а он ответит: «Мама, не волнуйся, все хорошо!» У него до последнего было «все хорошо». С раннего детства у Вадима на все была своя точка зрения и обостренное чувство справедливости. Однажды, когда он еще учился во втором классе, к ним в класс пришла новая девочка, и все ребята начали ее задирать. Тогда Вадим встал и прикрикнул на мальчишек: «Не смейте ее обижать, а то получите у меня!» Девочку звали Камила. Потом они с Вадиком дружили все школьные годы, даже в последний путь она провожала его», - вспоминает мама.
Подбивать Вадима на плохие поступки и навязывать свое мнение было бессмысленно. Сколько раз в компаниях ему ни протягивали сигарету или стопку горячительного, он всегда наотрез отказывался и никогда не понимал подобных способов самовыражения и «взросления». «Доказывать надо поступками и делами», - твердо говорил Вадим и доказывал.
***
К девятому классу у него сформировалось четкое отношение к выбранной специальности - посвятить свою жизнь защите Родины. И это были не пустые слова: он действительно считал, что мужчина обязан служить. После окончания школы Вадим решил поступать в Рязанское военное воздушно-десантное училище. Готовился основательно. Пока его одноклассники спали, Вадик ни свет ни заря уже был на стадионе. Для поступления в прославленное РВВДКУ тренировался, зная о жестком отборе в вуз, и в изнуряющий зной, и в проливной дождь, и в обжигающий мороз…
Трудности помогли ему не только поступить туда, куда он мечтал, но и в дальнейшем, на службе, не раз позволяли быть впереди других и раз за разом доказывать, что нет невыполнимых задач. «Прошин - № 1» - так говорили о нем друзья-курсанты. Для Вадима в повседневности военной учебы мелочей не было: будь то подготовка к учениям, распределение ежедневных задач или освоение новых образцов военной техники и вооружения, он добивался совершенства во всем. Другой на месте Вадима мог бы зазнаться от такого успеха, но только не десантник Прошин. Даже получив диплом об окончании училища и должность командира взвода 108-й гвардейского десантно-штурмового полка, он остался тем же Вадиком - честным, принципиальным, с обостренным чувством справедливости, готовым прийти на выручку, броситься под обстрел, закрывая собой других.
Татьяна прерывает ненадолго свой рассказ и показывает письма бойцов, которые служили с Вадимом. Таких писем после гибели сына ей приходило много. Вот лишь некоторые строки от солдат: «Вадим был тем человеком, которым стоит и нужно гордиться! Мы всей ротой любили его и уважали. Он никогда не пользовался тем, что выше нас по званию, всегда отдавал приказ и шел с нами делать работу. Стоял за нас горой! Спасибо вам за такого сына!»
«У него был друг Женька. Они вместе учились, служили в Новороссийске, а потом попали на СВО. Так вот Вадим спас ему жизнь. Евгений со своими бойцами прочесывал территорию, как вдруг начался обстрел. Враг брал их в окружение, и, скорее всего, это удалось бы сделать, если бы взвод Вадима не пришел на выручку. Рискуя своими жизнями, ребята вывели Женькиных бойцов из окружения. Потом Женя мне не раз говорил: «Татьяна Николаевна, а ведь Вадим меня спас! Благодаря ему я жив остался!» Никто и подумать не мог, что через несколько месяцев Евгению придется везти в Коломну цинковый гроб с телом своего спасителя», - вспоминает Татьяна и замолкает.
***
В январе 2022 года Вадим сообщил, что едет на учения в Крым. Тогда еще никто не знал, что это подготовка к СВО, которую объявят месяцем позже. 23 февраля Татьяна впервые со времени отъезда сына в командировку поговорила с ним, поздравила с праздником. А на следующий день вся страна узнала об объявлении специальной военной операции. Татьяна с мужем сразу догадались, что Вадим находится в зоне боевых действий…
Два последующих месяца сын не выходил на связь, а потом с чужого номера телефона пришло короткое СМС: «Это я. Со мной все хорошо». Стало известно, что Вадим со своим подразделением находится в Херсонской области и ведет бои с противником. Впрочем, никакие подробности он не сообщал ни родителям, ни своей возлюбленной Ольге, которая осталась ждать его в Новороссийске и о свадьбе с которой он так мечтал. Молодые должны были пожениться осенью 2022 года. К торжеству почти все было готово - платье невесты, костюм жениха и кольца ждали 13 октября. Но за месяц до свадьбы пришло горькое известие: офицера-десантника Вадима Прошина и его семерых товарищей убило ударом сверхзвуковой ракеты «Хаймерс».
«Один из бойцов, которому удалось выжить, мне рассказал, что все произошло мгновенно. Ракету никто не слышал, она появилась словно из ниоткуда. Вадима мы узнали только по ДНК. В цинковом гробу было окошко напротив лица», – мрачная тень пробегает по лицу Татьяны. Она прерывает рассказ, задумчивый взгляд останавливается на фотографии из альбома, одной из последних. На ней Вадим в светлом свадебном костюме. Этот кадр был сделан во время примерки. Долго смотреть на него не хватает сил, и Татьяна переворачивает страницу.
Вадима Прошина похоронили на Старом воинском кладбище в Коломне. Ему было 24 года.
Теперь его нет. Но есть другие мальчишки. Такие же настоящие воины и защитники, которые звонят и пишут Татьяне: «Татьяна Николаевна, мы вам благодарны. Если бы не он, нас бы не было». В память о сыне Татьяна проводит большую работу по поддержке российских военнослужащих. Гибель сына и его друзей стали для нее внутренним неосязаемым озарением: то, что сейчас происходит, касается каждой семьи, каждого лично. Это наше общее.
14 апреля на школе в бывшем с/х «Коломенский», где учился Вадим Прошин, была установлена памятная доска, а также открыли «Парту Героя».
Ольга БАЛАШОВА
Фото: архив семьи Прошиных