Айвазов Юрий
Родился 29 августа 1999 года.
Погиб 5 апреля 2022 года в с. Любимовка Запорожской области.
Похоронен на кладбище в с. Пестриково.
Поступил на военную службу по контракту в 2019 году.
Награжден орденом Мужества посмертно.
Гвардии матрос Юрий Айвазов постоянно в Коломне не жил, но часто приезжал сначала с родителями, а потом и сам в отпуск к родным. Так случилось, что именно на нашей земле он нашел вечный покой. 22-летний Юра погиб в апреле 2022 года в ходе СВО. Указом президента РФ был награжден орденом Мужества посмертно. О том, каким был Юрий, какие планы строил и о чем мечтал, корреспонденту портала Kolomna-spravka рассказала его мама Елена Айвазова.
Юра родился в 1999 году в городе Гвардейске Калининградской области в семье военнослужащих. Когда мальчик окончил начальную школу, семья перебралась в Калининград, там Юра поступил в кадетскую школу. Он с раннего детства мечтал стать военным. Даже на школьных фотографиях, которые мама бережно хранит, сын смотрит на нее в форме моряка или десантника. Да и разве могло быть иначе в семье, где отец - подполковник, оба деда - полковники, брат - офицер и даже мать носит погоны? Юра бережно хранил семейные традиции, уважал предков, интересовался историей Отечества, а потому не видел иного пути в жизни, кроме как продолжать военную династию.
Юрий очень хотел учиться в Рязанском воздушно-десантном училище, но документы подали слишком поздно, поступить в учебное заведение не удалось. Тогда юноша решил, что пойдет служить по контракту в 336-ю бригаду морской пехоты в Балтийске. По истечении двух лет службы, в 2021 году, он продлил срок контракта еще на год.
В январе 2022 года на большом десантном корабле «Калининград» Юра вместе с товарищами ушел в очередную командировку. Она оказалась для него последней...
«В эту командировку он собирался несколько раз. Взвалит на плечи тяжелые мешки (не знаю, как он их носил) и уходит. Через час возвращается и говорит, что все отменили, - вспоминает Елена, мама Юрия. – 15 января я на кухне блины пекла, Юра спал. Вдруг подлетает и говорит: «Все, пошел, завтра уже уходят». И вот стоит одетый в дверях, поспешно закидывает мешок на спину, оборачивается, смотрит в глаза и бросает фразу: «Дай я тебя поцелую, а то больше никогда не увижу». Я тогда ему сказала, что нельзя так говорить, а Юра ответил, что просто не так выразился».
Связи с сыном долго не было. В один из дней он позвонил и сообщил, что находится в Севастополе, что все хорошо. Последний раз Юра вышел на связь 7 марта. Тогда он позвонил по видео всем родственникам и сказал: «Ждите, скоро приеду!» И пропал…
Больше месяца родные жили в полном неведении, где находится Юра. Звонили в часть, там говорили, что в списках 200-х и 300-х не числится. Так и жили надеждой…
«Той ночью плохо спала, не могла себе места найти, будто предчувствовала что-то плохое, – вытирая слезы, рассказывает Елена. - Проснулась и тут же начала звонить в часть. Трубку взял замполит, сказал, что пока не может ничего ответить. Позвонила мужу, попросила съездить в часть. Через час звонок от него: «Все, двухсотый сын...» (плачет). Позже пришли из военкомата. Все подтвердили. Рассказывали, что в тот день Юра в составе бригады ехал налаживать связь, остановились на отдых в селе Любимовка Запорожской области, а ночью начался обстрел. Осколок попал в моего сына...»
Из зоны СВО Юру привезли в Коломну. Родные решили похоронить его на кладбище в Пестрикове, рядом с бабушкой и дедушкой по отцовской линии. В конце прошлого года мама Юры вышла на пенсию и перебралась жить в Коломну, хотела быть поближе к сыну…
С самого детства Юра был очень хулиганистым, учиться не любил. Елена вспоминает, что ее постоянно вызывали в школу. Переживала, говорила, что он пойдет улицы подметать, а Юра отвечал: «Мама, не волнуйся, ты мной гордиться будешь!»
Юрий никогда не жалел, что попал в морскую пехоту, ему было интересно, ни разу не жаловался, что тяжело. Он хотел отслужить последний год по контракту. Собирался продолжить юридическое образование, а потом идти работать в полицию.
«Очень хорошо помню его первую награду в армии, – вспоминает Елена. – Ее вручали в качестве поощрения за успехи в службе. Это было за год до командировки. Сына тогда сфотографировали возле знамени, и он такой гордый пришел. А я глянула на эту фотографию и невольно подумала: как на памятник. Не нравилась мне эта фотография, хотя и стояла она дома в рамочке. Так и вышло... Нет больше сына у нас, есть только память...»
В то, что ее сына больше нет, Елена не верит до сих пор: «Помню, его привозят, открывается катафалк, и там закрыто все. Я подошла, стояла и все равно не верила. Меня не покидает чувство, что он все-таки жив. В одном Юра был прав: я всегда буду им гордиться! Для меня он настоящий герой!»
Анна ПАНОЧИНА
Фото из архива семьи Юрия Айвазова