9 декабря в России отмечается День Героев Отечества. Сегодня мы обращаемся к героям разных лет и эпох, показавшим пример силы, отваги и доблести. Сегодняшний рассказ - о Герое России Александре Маслове, который героически погиб в первые дни войны, но подвиг которого был оценен лишь спустя 55 лет.
О капитане Гастелло, совершившем, как принято считать, первый огненный таран Великой Отечественной войны, знала вся страна. Его подвиг был превознесен выше неба. А вот история Александра Маслова, его боевого товарища, долгие годы умалчивалась. Награда нашла героя с большим трудом спустя долгие годы.
Служили два товарища...
К началу Великой Отечественной войны 33-летний Александр Маслов, наш земляк, уроженец села Андреевское Коломенского уезда, был уже опытным летчиком. Он успел отучиться в Ленинградской военно-теоретической летной школе, потом окончил Вторую военную школу летчиков в Борисоглебске и курсы командиров в Ейске. Отслужил год старшим летчиком в Ржевской 16-й тяжелобомбардировочной эскадрилье, а затем – в 21-й авиабригаде в Ростове-на-Дону. С ноября 1940 года служил в 3-м дальнебомбардировочном корпусе. Здесь он познакомился с Николаем Гастелло. Летчики дружили семьями. Вместе встретили и войну. В один день, 24 мая 1941 года, оба капитана были назначены командирами эскадрилий: Александр Маслов стал командовать 3-й эскадрильей, а Гастелло – 4-й. С первых часов Великой Отечественной войны оба принимали участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками.
В четвертом часу утра 22 июня в дверь квартиры Маслова постучали. Александр Спиридонович открыл. На пороге стоял посыльный: «Товарищ капитан, вас срочно вызывают в штаб…».
Прибыв по тревоге к заранее обусловленным местам, техники быстро расчехлили самолеты, подвесили авиабомбы. Заняли свои места в самолетах летчики, штурманы, стрелки-радисты. Тяжелогруженые «Ил-4» рассредоточились по аэродрому. Чтобы сократить время, взлетали звеньями: 27 самолетов, в том числе и экипажи Маслова и Гастелло, нанесли удар по моторизованной колонне фашистских войск недалеко от железнодорожной станции Сувалки (Польша). Этот день обошелся без потерь: все самолеты вернулись на аэродром. Успешными были вылеты и на второй день войны.
Утром 24 июня 18 экипажей взяли курс на запад и рассредоточились за Минском. Эскадрилья Маслова должна была нанести удар по скоплению фашистских войск под Ошмянами (в 133 км от Минска). Нападение было неожиданным и хорошо организованным. Эскадрилья Маслова уничтожила десятки танков, автомашин, бронетранспортеров прицельным бомбометанием. С этого боевого задания не вернулись 13 экипажей. Учитывая потери, весь личный состав полка был разбит на две эскадрильи. Командиром первой назначили Александра Маслова, второй – Николая Гастелло. На рассвете 25 июня летчики совершили успешный налет на Виленский аэродром, уничтожив до 40 самолетов. Днем участвовали еще в одном вылете, где эскадрилья Маслова уничтожила до 12 танков и несколько автомашин с пехотой.
Последний вылет
26 июня в 8.30 первым на выполнение боевого здания вылетело звено из трех самолетов под командованием Александра Маслова. Экипажам Гастелло и Маслова была поставлена задача нанести бомбовый удар по танковым колоннам немцев в 40 километрах севернее Минска. Погода была пасмурная, моросил дождь, авиации противника в воздухе не было, поэтому бомбардировщики, идущие без прикрытия, успешно выполнили поставленную задачу и легли на обратный курс. Однако в поселке Радошковичи Молодеченской области (Белоруссия) самолеты попали под зенитный огонь. Зенитная батарея немцев располагалась на развилке дорог, в 300 метрах от деревни Декшняны. Оба экипажа Маслова и Гастелло погибли. Но в истории войны огненный таран немецкой колонны долгое время оставался исключительно «подвигом Гастелло».
Свидетели тарана
Ведомые капитана Гастелло, летевшие с ним в паре старший лейтенант Федор Воробьев со штурманом лейтенантом Анатолием Рыбасом, прибыв на базу, доложили, что их командир «направил объятый пламенем самолет в самую гущу танков». Ведомый же капитана Маслова сообщил, что его самолет «отлетел в сторону леса». Именно после этих донесений один стал легендарным, другой – позабытым.
В книге Эдуарда Харитонова «Неоконченный путь к истине» сказано, что эта драма разворачивалась на глазах жителей всей деревни. Вот свидетельство одного из очевидцев: «Смотрим, задымил один и пошел в сторону болот Моцких, и два парашютиста из него. Один из люка вывалился, а другой вышел на крыло и спрыгнул». «На какое крыло, – спрашиваю, – на правое, на левое?» – «На левое, – отвечает, – как сейчас помню. Того, что из люка, еще в воздухе убили, второй приземлился, упал сначала, но тут же вскочил, а по нему из автомата, он снова упал, тут немцы подбежали и увели его под руки».
Второй же самолет сделал боевой разворот, объятый пламенем, обрушился на расположение немецкой батареи. Ночью жители деревни похоронили погибший экипаж, завернув их в парашюты. Все были уверены в том, что в лесу захоронены останки экипажа Николая Гастелло.
В июле 1941 года Золотой Звездой Героя Советского Союза был награжден Николай Гастелло, а экипаж Маслова был зачислен в списки пропавших без вести. Так прошло 10 лет. Но в 1951 году было принято решение перенести прах героев из могилы у развилки дорог в сквер поселка. При большом стечении народа была вскрыта могила, и в ней обнаружены документы и личные вещи, принадлежащие членам экипажа капитана Маслова.
Однако после этого открытия ничего не изменилось. Супруга Маслова получила сообщение о том, что останки героического экипажа самолета перенесены в Радошковичи и похоронены в братской могиле. В личном деле героя «пропал без вести» лаконично заменили на «погиб». О присвоении Маслову звания Героя Советского Союза тогда не шло и речи.
И все же Герой России...
Указ о присвоении Александру Маслову звания Героя России (посмертно) был подписан 2 мая 1996 года. Восстановить историческую справедливость стало возможным благодаря трудам многих неравнодушных людей.
В 2002 году имя Маслова присвоили Проводниковской школе. В ней учителем истории Светланой Бунеевой был создан музей. Есть в нем экспонат, который особенно всем дорог – металлическая капсула с землей, взятой с места гибели героя и членов его экипажа.
В 2007 году на въезде в село Андреевское установили обелиск. В 2015 году на территории Проводниковской школы был открыт бюст Александру Маслову. Его автор – знаменитый скульптор Зураб Церетели, который лично принимал участие в церемонии открытия.
Кроме того, в Центральном музее ВОВ на Поклонной горе в Москве среди более 11 000 имен Героев Советского Союза высечено золотом имя нашего земляка – Александра Спиридоновича Маслова.
Использована информация из книги А. Кузовкина «Герои-коломенцы», Э. Харитонова «Неоконченный путь к истине».
Подготовила Ольга СЕРГЕЕВА
Фото: Елена СОМОВА/Медиахолдинг «ЯТЬ»