Мы часто говорим об истории старинных улочек нашей Коломны – кремлевских, посадских. Но улицы, возникшие позднее, в конце XIX – начале ХХ века и в советский период, не менее интересны. С развитием промышленности город рос и менялся очень стремительно, и сегодняшние центральные оживленные улицы, застроенные высокими домами, ярко освещенные, где кипит жизнь, еще в середине ХХ века были похожи на тихую деревеньку. Сегодня расскажем о самых известных центральных улицах, появившихся на карте нашего города всего несколько десятков лет назад.
Улица Ленина
Получила свое название не позднее 1930 года, это была центральная улица Ленинского поселка под Коломной. На месте парка Мира, заложенного в 1948 году, простирались поля, где горожане сажали картошку. Та сторона, что напротив парка, целиком состояла из одноэтажной застройки – она частично сохранилась и сейчас.
Местные жители держали коров, и по улице Ленина (а она тогда далеко не вся была в асфальте) гоняли общее стадо в сторону Репинского оврага на пастбище. В 1948 году вместо картофельных грядок появился парк Мира, и началась совсем другая жизнь.
Рядом с парком в начале 60-х был построен первый жилой массив панельных пятиэтажек, его тогда называли коломенскими Черемушками. В эти дома переселяли горожан из бараков, времянок и другого малопригодного жилья. Первые «хрущевки» были тонкостенными, с крошечными кухнями и без балконов, но по сравнению с условиями жизни многих это казалось раем. Самый первый дом № 19, построенный в 1961 году между улицами Ленина и Гагарина, был возведен в рекордные сроки: начали сборку 14 июня, а закончили 4 августа.
Окский проспект
До конца 50-х годов – Бочмановское шоссе, с обеих сторон застроенное одноэтажными частными домами. В 1942 году его продолжил деревянный автомобильный мост через Оку, который разобрали в 50-е годы.
В 1936 году открылся стадион «Труд», построенный на месте футбольного поля, на котором тренировалась футбольная команда артзавода, основанная в 1923 году. А завод, расположенный на той же улице, с 1932 года назывался ГАРОЗ (Государственный артиллерийский ремонтно-опытный завод им. К. Ворошилова), а после войны получил другой профиль и стал ЗТС.
В 20-е годы был построен заводской клуб имени Ленина. В 70-е годы он стал кинотеатром «Станкостроитель», сейчас там торгово-офисный комплекс и спортивный клуб «Лидер».
Напротив стадиона «Труд» стоят старые, довоенной постройки дома, в которых жили испанские беженцы, работавшие на Коломенском заводе.
Развитие застройки шло с двух сторон: когда возникли ЗТС и КБМ, здесь начали строить конторы, детские сады и ясли, дома для рабочих.
Другой точкой роста стал Голутвин: мощный транспортный узел требовал соответствующей инфраструктуры. А когда в 1948 году по улице Октябрьской Революции пустили трамвай, Голутвин стал доступен жителям Старого города – коломенцы почти до середины 80-х только его и называли «городом», воспринимая остальные районы как рабочие окраины. В 50 – 60-е годы эта часть проспекта активно застраивалась многоэтажными домами. На первых этажах открывались магазины: «Книжный мир», заработавший в 1967 году, стал крупнейшим не только в Коломне, но и в РСФСР, а это практически территория современной России. Директор магазина Н.Н. Филиппов стал первым из работников торговли в Московской области, удостоенным высшей государственной награды – ордена Ленина.
Улица Дзержинского
Как и улица Ленина, и Окский проспект, в начале ХХ века улица Дзержинского была застроена одноэтажными частными домами. Название она получила в 20-е годы, а в 30-е на ней даже хотели установить памятник «Железному Феликсу», но что-то помешало. После войны, когда на месте Государственного артиллерийского ремонтно-опытного завода им. К. Ворошилова возникли сразу два крупных промышленных предприятия: ЗТС и КБМ, началось преображение улицы. В 50-е на пересечении с Окским проспектом, где улица Дзержинского почти смыкается с улицей Ленина, строили «сталинки» с просторными квартирами для дирекции и инженерно-технических работников обоих предприятий. Школу № 11 построили по особому послевоенному проекту, чтобы можно было быстро развернуть в ней госпиталь для раненых.
В 1963 году на другом конце улицы появилась школа № 10 имени К. Федина – уже совершенно другое здание, для мирного времени. На месте пустыря разбили сквер, чтобы дорога к школе была безопасной и приятной. В 70 – 80-е годы в этом молодом районе дома росли как грибы.
На пересечении улицы Дзержинского с проспектом Кирова до начала 70-х располагался мясокомбинат, который затем переехал в Сычево, но характерный запах еще долго витал над этим местом.
В 1984 году в конце сквера установили бюст дважды Герою Социалистического Труда академику В.П. Макееву, а вскоре часть улицы за проспектом стала улицей Академика Макеева. Рядом была построена АТС (автоматическая телефонная станция) – разросшийся город остро нуждался в телефонной связи.
Улица Малышева
До середины 60-х годов - улица Тендерная, переименована была в честь В.А. Малышева – директора Коломенского завода, потом министра транспортного машиностроения СССР. Малышев пришел на Коломенский завод в 1934 году инженером-конструктором, а в мае 1938 года уже возглавил предприятие. Пробыв директором всего год, Малышев ушел на повышение и долгие годы руководил транспортным машиностроением СССР, тяжелой промышленностью, а во время войны занимался производством тяжелой военной техники. После войны он стал одним из тех, кто стоял у истоков отечественной атомной промышленности. Улица начала застраиваться после войны, в основном в 50-е годы.
На улице Малышева располагается 1-й Московский областной музыкальный колледж, построенный в 1958 году, в этом же здании музыкальная школа имени А. Алябьева. А во дворе сохранилось здание бывшей школы № 25, построенной еще до войны.
Так постепенно старая деревянная Коломна с почти сельским укладом жизни превращалась в современный индустриальный, культурный, информационный город…
Редакция благодарит кандидата исторических наук Евгения Ломако и историка, писателя и краеведа Анатолия Кузовкина за помощь в подготовке этого материала
Ася ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото: Александр ВИТИН/архив Медиахолдинга «Ять»