19:36
пятница, 23 февраля
2024-01-28T19:00:00.000Z
https://kolomna-spravka.ru/news/50786
https://kolomna-spravka.ru//storage/news/50/50786/b_65b0e42bb5b0c7.15989134.jpg
ООО Медиахолдинг Ять
https://kolomna-spravka.ru/design/images/logos/logo.png
140410, г. Коломна, ул. Фрунзе, д. 46, 3 этаж, офис 273
+74966124009
28-01-2024 19:00 2526

Нескучное краеведение. Между легендой и былью

В Коломне немало мест, о которых не рассказывают туристам. О них не знает и большинство коломенцев, и даже экскурсоводы, если только не занимались специально этой темой. Между тем такие «жемчужины» у нас рассыпаны по всему городу, и было бы жалко совсем о них забыть.

Нескучное краеведение. Между легендой и былью

Церковь под землей

Наверное, в каждом городе есть место, о котором сложена легенда, что там якобы стояла церковь, которая ушла под землю во время монгольского нашествия. Об этом феномене писал еще Н.П. Гиляров-Платонов. В Коломне эта легенда тоже существует, причем мест называют несколько. Чаще всего говорят о Крестовоздвиженской церкви у Пятницких ворот. Разумеется, под землю ушла не она сама, а ее деревянная предшественница в XIII веке, как раз в тот момент, когда завоеватели пробили оборону и уже готовились ворваться в храм и осквернить его. Много лет после этого можно было, приложив ухо к земле, услышать пение молитв, доносящееся из-под земли. А еще на месте храма якобы образовывался водоем, который считался святым, а вода в нем – целебной. В случае с местом у Пятницких ворот это была большая лужа, которая разливалась прямо возле нынешнего храма вплоть до начала ХХ века.

Называют и другие места, где произошло это чудо: например, на улице Олений Вражек в Городищах. Улица сама по себе интересна: раньше здесь был овраг, промытый речкой, текущей по дну и впадающей в Коломенку. Название речки не сохранилось, ее самой тоже нет, но есть улица и небольшой, уже почти пересохший пруд, который исторически назывался озеро Святое. Вот здесь и стояла церковь, якобы ушедшая под землю. Но это место примечательно не только легендой.

Анатолий Кузовкин, краевед: «Напротив стоял небольшой деревянный дом под № 13, сейчас на его месте новодел. В этом доме многие годы жила Елена Тулинова – после войны она работала на Коломенском радио, а потом была и главным редактором. А в начале ХХ века в этом доме снимал квартиру Владимир Барков – он член Компартии с 1904 или 1906 года. Сюда часто приходили революционеры – это была явочная квартира. В 70-е годы на доме даже установили мемориальную доску. В 30-е годы Барков стал дипломатом, был в Париже, Китае. В начале Великой Отечественной войны его арестовали и осудили на 25 лет. К счастью, весь срок он не отсидел, вышел в 1955 году. Я был знаком с ним, в Москву к нему ездил и здесь встречался. Барков приезжал в Коломну, бывал в этом доме. Копался в саду, искал оружие, которое, по его словам, было зарыто под яблоней, но так и не нашел».

Велосипедный сарай

Общество велосипедистов открылось в Коломне еще до революции. Тогда этот вид спорта набирал большую популярность. Участники регулярно устраивали велопробеги от Запрудского парка, где тогда проходила граница города, в сторону Москвы.

Анатолий Кузовкин: «Мне об этом рассказывал брат Антонины Леонидовны Колосовой, моей учительницы истории в школе № 3. Потом она вышла замуж и сменила фамилию на Богоявленская. Ее брат служил в торговом флоте и жил в Калининграде. Он мне даже показывал снимок: молодые люди разложили велосипеды на каком-то бугре, а сами стоят на вершине. В Коломне существовала большая мастерская по сборке велосипедов из тех деталей, которые люди доставали, где только возможно. Там же эти собранные велосипеды и продавали. Располагалось это все на улице Октябрьской Революции, рядом с нынешней полицией (МУ МВД России «Коломенское» - прим. ред.). С правой стороны сохранилось это здание, а рядом стоял сарай. Когда новые хозяева наводили там порядок, вытащили очень много велосипедных деталей».

Деревянный мост через Оку

Это предшественник нынешнего автомобильного моста. Его строительство задумывалось еще в начале ХХ века, потому что железнодорожный мост был, а автомобильного и пешеходного не было, и попасть на ту сторону Оки можно было либо по льду, который не всегда надежен, либо на поезде, который в то время ходил реже, чем сейчас. Был понтонный мост, но он тоже функционировал нерегулярно. Строительство надежной переправы много раз намечалось, но все откладывалось. Все чего-то ждали. И дождались-таки – в 1938 году в Коломну приехал Сталин.

Целью визита главы государства был военный полигон, располагавшийся в Щурове, где проходило испытание новейшее стрелковое оружие. Страна готовилась к войне – отсюда повышенное внимание к оборонным предприятиям.

Сталин и его свита доехали на автомобилях до берега Оки в Бочманове, а на ту сторону перебирались на катерах. Стоял апрель, и понтонная переправа не работала. Поездка вождю не понравилась – слишком рискованно, а он собой рисковать не любил. Детали разговора, состоявшегося в результате, мы не знаем (сам визит держался в строгом секрете), но было дано словесное указание построить мост. Приступили к строительству лишь в начале войны, и зимой 1942-1943 годов он был готов – с началом Великой Отечественной потребность наладить надежное сообщение с другим берегом стала очевидной.

Анатолий Кузовкин: «Рассчитывали на два-три года, а простоял он десять лет, ему на смену пришел нынешний бетонный автомобильный мост. По нему ездили машины, а сбоку были тротуары, тоже деревянные. Помню, я мальчишкой по нему ходил на ту сторону. Летом нередко босиком – пока дойдешь, все пятки в занозах. Я там бывал, потому что на пристани «Бочманово» работали речники, или водники, как их называли в Коломне – водили по Оке разные суда. Летом они жили в своих каютах или на пристани, а зимой квартировали в городе, в том числе и у нас. Так я с ними и познакомился, летом бегал к ним на пристань – покататься по реке. А «следы» того деревянного моста до сих пор видны – если пройти мимо проходных КБМ, там, где Окский проспект обрывается берегом Оки, то на противоположном берегу будет видна насыпь – это остатки того моста».

Подземный ход

Каменный Коломенский кремль был, как известно, построен в 1531 году. До наших дней сохранилась легенда, будто бы существовал некий тайный подземный ход, который вел из кремля за Москву-реку, аж в Бобренев монастырь. Якобы находились свидетели, которые своими глазами видели этот подземный ход и даже пробирались по нему, но на полпути к монастырю он оказывался безнадежно завален. Однако и эта легенда имеет под собой основания. Тайницкая башня Коломенского кремля стояла на берегу Москвы-реки напротив Соборной площади. До наших дней она не сохранилась, обветшала и разрушилась еще в конце XVIII века, но остались письменные свидетельства XVI века. Эта башня неспроста так называлась: у нее имелся тайник, небольшой «аппендикс» - ответвление ниже прочих стен, что вело прямо к Москве-реке. О назначении тайника нетрудно догадаться: в случае осады здесь можно было незаметно спуститься к реке набрать воды, а при необходимости и бежать водным путем.

Удалось ли хоть раз воспользоваться лазом по прямому назначению, так и осталось тайной, но, видимо, в XIX веке остатки разрушенного каменного хода к воде и породили легенды, одна фантастичнее другой.

Елена СОМОВА

Фото: Елена СОМОВА/Медиахолдинг «Ять»

Нам интересно Ваше мнение о материале
76
0
2
« Январь, 2024 г »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Заметили ли вы рост цен на куриные яйца?
Всего голосов: 528
Не заметил(-а) роста цен
5.7% (30)
Рост существенный. Ищу самые дешевые
66.9% (353)
Могу позволить себе десяток по 150 р.
10.2% (54)
Надо запастись впрок. Купил(-а) пару десятков на черный день
1.7% (9)
Не буду покупать про запас. Это создаст ажиотаж
10.4% (55)
Мне все равно, я не ем яйца
4.7% (25)