На въезде в Коломну по Каширской дороге (она же Озерское шоссе) встречает нас старинный район города, известный в истории как Ямская слобода. Встречает, как положено, церковью, известной по крайней мере с XVII века (а деревянная еще раньше). Кстати, с дороги открывается прекрасный вид – колокольня Троицкого храма выстраивается в одну линию со своими «сестрами» - колокольнями Иоанно-Богословского храма и Ново-Голутвина монастыря, выстроенными в точно таком же стиле классицизма. Название слободы происходит от слова «ям» - поселение при почтовой станции. Но все по порядку.
Сначала была... почта
Почту как важное средство внутригосударственной коммуникации придумали китайцы еще в XI веке. Это были, как теперь говорят, специально обученные люди - скороходы, которые разносили по городам и весям императорские приказы. Потом новшество распространилось и на частную переписку. Когда Китай захватили монголы, они переняли изобретение, но посадили курьеров на коней, существенно увеличив скорость доставки почты. Само слово «ям» («почтовая станция») взято из тюркского языка. А монголы в XIII веке принесли этот самый передовой для того времени способ коммуникации на Русь.
В Коломне свой ям появился примерно в XIV веке. Находился он рядом с Ямской башней кремля, а на въезде в город по Каширскому тракту, где селились ямщики, образовалась Ямская слобода.
Троицкая церковь
В слободе были свои престольные праздники: Троицын день, по именованию церкви Святой Живоначальной Троицы, которую называли Троицей на Репне из-за протекавшей рядом небольшой речки, а также Троицей на Ямках. Впервые деревянная Троицкая церковь упоминается в писцовых книгах в 1572 году.
В 1696 году на месте деревянной церкви возвели каменный храм в стиле московского барокко. Он совсем не был похож на нынешний: пятиглавый, с резной кирпичной кладкой и кровлей с рядами кокошников, как у Николы на Посаде. С западной стороны стояла отдельно шатровая колокольня. Позднее церковь перестроили: резьбу срубили, кокошники убрали, перекрыв сводом, из пяти глав оставили одну. В 1816 году колокольню с храмом соединили теплой трапезной, в которой восстановили древние престолы пророка Илии и Рождества Богородицы. Кроме того, особо почитали здесь святых мучеников Флора и Лавра – покровителей лошадей. 18 августа по старому стилю, в день памяти этих святых, к Троицкому храму приводили лошадей, празднично украшенных цветами, лентами и бубенцами. Батюшка служил водосвятный молебен и кропил животных.
Дом будущего владыки Филарета
Яркую страницу в историю Троицкого храма и всей Ямской слободы вписал священник Михаил Дроздов, отец святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. В 1783 году он стал настоятелем церкви и поселился рядом, в одноэтажном доме, с женой Евдокией Никитичной и маленьким Василием. В этом доме в Ямской слободе прошло детство и отрочество будущего владыки Филарета, вплоть до поступления в марте 1800 года в семинарию Троице-Сергиевой лавры. Троицкий храм на Репне был для Васи Дроздова таким же родным, как и храм Богоявления в Гончарах, где служил его дед Никита Афанасьевич. Сейчас на месте этого дома стоит другой деревянный дом, но, как предполагают историки, остатки старого сохранились внутри поздней постройки. О. Михаил Дроздов был встречен ямскими очень недружелюбно: община просила другого священника. Однако он быстро завоевал расположение прихожан. При нем Троицкую церковь обновили: в 1823 году началось строительство трехъярусной каменной колокольни, а в 1851-м заново перестроили придел в честь Рождества Богородицы.
Вязали канаты и устраивали «ярмарки невест»
Многие традиционные коломенские промыслы берут начало в Ямской слободе. Жены ямщиков трепали пеньку и вили веревки, которые не были лишними в хозяйстве, делали себе и продавали – так зародился канатный промысел. Кузнецы никогда не оставались без работы: подковать лошадь, починить тарантас – без них было не обойтись. Кузнецы составляли отдельную маленькую общину, которая не была приписана к ямщикам, хотя и жила на ямской территории. И сегодня Кузнечная слобода в Коломне находится именно здесь.
В зимнее время одним из любимых развлечений коломенцев было катание на санях по окрестностям, и ямщики зарабатывали немалые деньги, катая большие компании. А на Святки и Крещение традиционно устраивались «ярмарки невест», когда из купеческих домов вывозили девиц «на показ». В нарядные санки садилась румяная и разряженная юная купчиха, и ее возили по городу, стараясь, чтобы сию неземную красоту заметили потенциальные женихи.
Ямская слобода в ХХ веке
Ямщицкий промысел съела сначала железная дорога, а потом и автомобильный транспорт, и к концу XIX – началу ХХ века он совсем зачах. Однако Коломна долго оставалась городом с полудеревенским укладом, и даже в середине ХХ века машин здесь было мало, а вот лошадей много. И после войны в некоторых организациях и учреждениях еще долго существовали конюшни и собственные лошади. Уже даже граждане вовсю обзаводились личным автотранспортом, но грузы кое-где продолжали возить по старинке: нет-нет, да и процокает по городскому асфальту лошадка, запряженная в телегу, к восторгу ребятишек. Последние рабочие коняги с коломенских улиц исчезли лишь в начале 90-х. А название «Ямская слобода» навсегда осталось в истории нашего города.