Бывают люди такой удивительной судьбы, хоть роман пиши, когда в одну человеческую жизнь умещается столько ярких событий, что в это даже трудно поверить. Таков был наш земляк Петр Губонин. Сын крепостного крестьянина, он сделал головокружительную карьеру и стал миллионером, строителем мостов, владельцем нефтяных скважин и поместий, потомственным дворянином, кавалером российских и иностранных орденов. Причем деловая жилка в этом человеке проявилась задолго до того, как он перестал быть крепостным.
«В Москву, в Москву!»
Родился он в 1825 году в деревне Борисово Федосьинской волости Коломенского уезда Московской губернии в семье крепостного, принадлежавшего генерал-майору Гавриилу Ильичу Бибикову – очень известному человеку, владевшему также селом Шкинь. Отец Петра был каменщиком, и сыну была уготована та же стезя. С малых лет крестьянский мальчик удивлял способностью быстро обучаться любому ремеслу: к 17 годам он вполне овладел работой каменщика и попросил разрешения у помещика наняться в Москву. Поработав там шесть лет, молодой человек скопил достаточно денег и пожелал выкупиться на волю. Но не тут-то было: долгожданную вольную Петру дали лишь спустя 10 лет, в 1858 году. К этому времени он успел скопить изрядный капитал и купить собственную каменоломню. Обретя долгожданную свободу, Губонин сразу приписался к московскому купечеству.
Вольный купец
Петр Ионович занялся делом, которое хорошо знал с детства: каменными работами, но только уже не работал сам, а брал подряды. Однажды он получил, как теперь говорят, «госзаказ» на постройку каменных мостов Московско-Курской железной дороги. Все расчеты вел инженер Садовский, Губонин отвечал собственно за строительство. Опыт оказался удачным, и ему посыпались заказы на участие в строительстве Орловско-Витебской, Уральской, Горнозаводской, Балтийской, Грязе-Царицынской, Лозово-Севастопольской и других железных дорог. В 60-е годы имя Петра Губонина уже гремело по всей Москве, но он не останавливался: занялся новым, но, как оказалось, весьма перспективным делом – углеводородами. Стал сооснователем Бакинского нефтяного общества, владел шахтами в Донецком угольном бассейне.
Церковь Успения в Гурзуфе (не сохранилась).
К этому времени состояние Губонина достигло таких размеров, что «деньги делали деньги»: он участвовал в создании Волжско-Камского банка, Северного страхового общества и т. д. А «для души» Петр Ионович купил в Крыму татарскую деревушку Гурзуф и превратил ее в европейский курорт: с современными гостиницами, рестораном, почтово-телеграфной станцией, магазинами, аптекой и православным храмом Успения Пресвятой Богородицы. Никому не известный поселок у моря быстро стал модным местом богатой столичной публики.
Губонинская гостиница в Гурзуфе.
Благотворитель
Петр Ионович не только множил свои капиталы. По примеру лучших представителей русского купечества он много тратил на благотворительность. Благодаря Губонину были построены Комиссаровское техническое училище в Москве, духовная семинария в Твери, он участвовал в строительстве знаменитого Политехнического музея и храма Христа Спасителя. Учредил именную стипендию для аспирантов физико-математического факультета Московского университета. Обустроенную им в Гурзуфе аптеку он отдал в аренду провизору с обещанием отпускать нуждающимся лекарства со скидкой, внес весомый вклад в строительство мечети. Перечислять все благотворительные проекты, в которых участвовал П. Губонин, можно долго.
Комиссаровское техническое училище в Москве.
Потомственный дворянин
Заслуги выдающего предпринимателя и усердного благотворителя не остались незамеченными властью: за труды по развитию отечественной промышленности и в составе Русского технического общества Петр Губонин получил звание коммерции советника, а затем и личное дворянство. В 1875 году, после строительства Севастопольской дороги, он стал действительным статским советником, что дало право на потомственное дворянство. На гербе Губониных был выбит девиз: «Не себе, а Родине».
Несмотря на очень скромное образование (сначала учиться не было возможности, а потом времени), Петр Ионович был почетным членом педагогического совета Императорского московского технического училища (сейчас – МГТУ им. Баумана), членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии – круг его интересов был очень широк.
Губонин дослужился до тайного советника, что соответствовало генеральскому званию и титулу «Его превосходительство» - сравнялся со своим бывшим хозяином. Был награжден орденами Св. Станислава I степени, Св. Анны I и II степеней, Св. Владимира II и III степеней. При этом он до конца жизни ходил в картузе и сапогах. Неформально общался с императором Александром II, который очень ценил и уважал его. Помимо русских наград Петр Ионович имел сербский орден Белого Орла, черногорский князя Даниила II степени, австрийский Командорского креста Франца Иосифа и другие иностранные ордена.
Петр Губонин скончался в Москве в 1894 году. Согласно завещанию, его похоронили в Гурзуфе, в семейном склепе возле собора. В советское время собор и кладбище снесли, а останки перезахоронили в другом месте.
Ася ЕМЕЛЬЯНОВА