Город, в котором мы живем, меняется с каждым годом. Однако все изменения, которые произошли, лучше всего видны в сравнении того, что было, с тем, что стало. Эти фотографии показывают, как преобразилась городская среда с течением времени и какую трансформацию пережила Коломна.
«Блюдечко»
Сквер на месте слияния рек Москвы и Коломенки – именно здесь, с древнейшего участка Коломенского кремля, началась история Коломны, что подтверждают археологические раскопки, произведенные в прошлом столетии. Здесь были найдены остатки древнего поселения периода железного века. На этой территории были расположены древнейшие городские укрепления, именно там под культурным слоем скрыт детинец, который был взят монголо-татарами. С «Блюдечка» открывается красивая панорама реки Коломенки, видны Конькобежный дворец «Коломна», Соборная площадь, памятник Кириллу и Мефодию. «Блюдечком» это место назвали из-за округлой формы. Это любимое место отдыха горожан, откуда открывается прекрасный вид на замоскворечье. На старой фотографии видно то место, где сливаются Москва-река и Коломенка. Сразу становится заметно, что берега еще не поросли деревьями.
Вид на Москву-реку с «Блюдечка». Осень 1957 года. Фото А.И. Кузовкина
Улица Плашкоутная
Сейчас она носит название Зайцева. На фотографии начала ХХ века запечатлен разлив Москвы-реки. В 1908 году вода поднялась так высоко, что затопило всю улицу до главных ворот Коломенского кремля – Пятницких. Об одном из самых больших половодий того времени свидетельствует надпись, сделанная свыше ста лет назад на здании, которое стоит на углу улицы Зайцева (бывшей Плашкоутной) и Москворецкой.
«Колычево стало ближе!»
5 ноября 1986 года в 15.30 на площади у путепровода было как никогда радостно и многолюдно. У первого трамвая, готовящегося выйти на линию, на борту висел транспарант: «Колычево стало ближе!»
Жители вышли на торжественный митинг по случаю запуска новой трамвайной линии в микрорайон Колычево. Ее строительство велось четыре года. Основную нагрузку взяли на себя предприятия Мостоотряд № 79 и Мособлстрой № 3. Первый занимался сооружением самого моста над Озерской ж/д веткой, а второй готовил подходы к нему. Для Коломны это было беспрецедентное сооружение. Длина путепровода составила 270 метров (без подходов к нему), ширина – 34 метра. Ежедневно на помощь строителям выходили работники коломенских предприятий.
С пуском трамвая в Колычево на линию стало выходить на шесть вагонов больше, чем раньше. Их общее количество достигло 58. Было построено 8 км путей и шесть новых остановок: «Путепровод», «Поселок Кирова», «ЖБИ», «Кинотеатр «Русь», «Девичье Поле», «Улица Спирина». С вводом колычевского маршрута протяженность рельсового пути увеличилась на четверть и достигла почти 40 км. Строительство на этом не остановилось – очень скоро сделали еще одно ответвление на юг, в сторону деревни Сычево (мясокомбината).
Железнодорожный мост через Москву-реку
В 60-е годы XIX века началось строительство первого участка Московско-Казанской железной дороги (тогда она называлась Саратовской). Задача эта была не из простых, т. к. вблизи Коломны железная дорога встречала сразу две естественных преграды: реки Москву и Оку. Необходимы были надежные мосты, которые могли бы выдержать тяжелые составы. Для строительства мостов был приглашен инженер немецкого происхождения Аманд Струве. К лету 1862 года железнодорожный мост через Москву-реку был построен. Его длина составляла почти 250 м. Вскоре коломенский участок железной дороги протяженностью 124 км вступил в строй, началось регулярное транспортное сообщение между Москвой и Коломной.
Снимок сделан с противоположного от города берега Москвы-реки, видны часть Бобреневского наплавного плашкоутного моста, пристань с дебаркадером, идущие по реке суда.
Первая реконструкция моста произошла через 50 лет после постройки – в 1912-1913 годах, далее почти сто лет он простоял без капитального ремонта, который был осуществлен лишь в 2000-2001 годах.