В Коломне полуофициально сейчас выделяют 10 районов: Бочманово, Запруды, Колычево, Митяево, Подлипки, Сандыри, Старая Коломна, Центральный, Щурово, Городищи. Некоторые из них – Бочманово, Колычево, Подлипки, Сандыри, Городищи, Щурово – раньше были селами, другие – слободами (Запрудская слобода). Митяево когда-то очень давно было селом, затем стало Митяевской слободой, потом неформальным районом, административно никак не выделяемым, но все же, когда говорят «Митяево», каждый коломенец понимает, о чем речь, и знает, где это находится. Другие слободы и села влились в крупные районы: Гончарная слобода (когда-то село Бабышево), Михайловская, Ямская – часть Старой Коломны, а, например, село Боброво, к концу XX века утратив свое название, влилось в район Центральный.
За рекой Коломенкой, за прудом
О Запрудной слободе (ЗапрудЫ, Запрудье) мы впервые узнаем по источникам конца XVI века: возможно, еще раньше здесь существовало отдельное село – место бойкое, вдоль Московской дороги, рядом «владычнее» село Городищи с церковью, существовавшее еще с домонгольских времен. Для человека того времени храм был столь же необходимой «инфраструктурой», как сейчас школа, больница, детский сад… Со стороны Москвы также располагалось большое село Сандыри.
Название «Запруды» выводят из разных источников. Возможно, когда-то произносилось «ЗапрУды» - известно, что здесь находилась мельница, а, возможно, и не одна, так что мельничные запруды на реке Коломенке могли дать имя слободе. По другой версии, «Запруды» происходят от того, что «за прудом»: прудом в старину называли озеро Бельское. Сейчас от озера остался небольшой, очень заросший пруд, известный местным жителям под именем Озерко. А когда-то из озера вытекала малая речка Чура, впадавшая в Коломенку, но в ХХ веке она полностью исчезла.
Река Коломенка и Запрудный мост
Некогда Запрудная слобода была с трех сторон очерчена водными преградами: с юго-востока – рекой Коломенкой, с востока – Москвой-рекой, с запада – озером Бельским и рекой Чурой, а с севера ее край проходил по границе застройки.
Запрудские храмы
Церковь Бориса и Глеба в Запрудах хорошо видна с противоположного, «коломенского» берега Москвы-реки. В XVI веке она была деревянной, в XVII веке отстроена в камне. Нынешнее здание в стиле барокко строилось в начале XVIII века, столетие спустя была пристроена трапезная часть и переделана кровля с куполами. В старинных документах упоминается также храм, стоявший на берегу озера Бельского: археологи обнаружили там остатки старинного кладбища XVI века (в то время кладбища располагались исключительно вокруг храмов).
Церковь Бориса и Глеба
Предполагают, что церковь появилась здесь в XIV-XV веках и, вероятнее всего, была деревянной, так что даже следов ее не сохранилось. Как называлась эта церковь, точно неизвестно: Василия Кесарийского, Петра и Павла или как-то еще…
Семья Ложечниковых
Прихожанами Борисоглебский церкви была купеческая семья Ложечниковых, проживавшая в Запрудах. Именно здесь в сентябре 1792 года они крестили новорожденного сына Ивана, будущего первого русского романиста И.И. Лажечникова. Разбогатев, отец будущего писателя выстроил дом в престижном, как бы теперь сказали, районе города: на Астраханской (Большой Московской) улице, напротив церкви Иоанна Богослова и Ивановских ворот Коломенского кремля. Туда семья перебралась в начале XIX века. В Запрудах остался старый дом, выстроенный еще прадедом Ивана Ивановича, купцом Акимом Никитичем Ложечниковым. Этот старый дом он опишет в автобиографической повести «Беленькие, черненькие и серенькие», в самой первой главе, которая так и называется - «В старом доме»:
«Иван Максимович помнил из первых годов своего детства жизнь в этом городке, на Запрудье, в каменном одноэтажном домике, с деревянною ветхою крышей, из трещин которой, назло общему разрушению, пробиваются кое-где молодые березы. Она испещрена наросшим на нее мохом разных цветов. Верхи стен окаймлены зеленью плесени в виде неровной бахромы. В окнах железные решетки. Когда мальчик впоследствии перешел на новое жилище, ему долго еще чудились жалобные стоны от железных ставней, которые так часто, наяву в темные вечера и сквозь сон, заставляли жутко биться его детское сердце.
…В комнатах темно, пахнет затхлым, мебель старая, неуклюжая, обитая черною кожею; все принадлежности к дому разрушаются, заборы кругом если не совсем прилегли к земле, так потому, что подперты во многих местах толстыми кольями».
Липовый парк
В XVIII-XIX веках перекресток у поворота с Астраханской улицы на Городищи представлял собой большую площадь на окраине города, у Московской заставы. В конце XIX века площадь благоустроили и посадили городской сад. Оформлен он был нехитро: по периметру квадрата пустовавшей земли высадили липы и кустарник и сделали две липовые аллеи крест-накрест. По воспоминаниям современников, когда деревья разрослись, в пору цветения их медовый аромат разносился далеко по улицам слободки. После войны деревья были уже высокими, в их пышных кронах вили гнезда грачи, в кустарнике, которым обильно зарос парк, гнездились мелкие птицы – летом он звенел от птичьих голосов. И от детских: напротив парка в старинном особняке открылась начальная школа, на переменах и после уроков ребятишки носились по парку, затевали разные игры. Долгие годы это было любимым местом гуляний местных жителей: степенных пенсионеров, мам с колясками, шумной ребятни, влюбленных парочек. Каждому находился свой подходящий уголок.
Парк «Запруды». Беседка с часами
К концу XX века Запрудский парк заглох и одичал: вековые липы требовали ухода, а кое-где грозили обрушением. В 2020 году его наконец облагородили: вырубили большую часть лип и весь кустарник, устроили дорожки, поставили малые архитектурные формы, провели освещение. Парк стал прозрачным, приобрел приличный вид, но утратил часть былого «дикого» очарования. К тому же в отсутствие кустарников певчие птицы перестали прилетать сюда. Сейчас в старом парке проходят городские праздники, и, возможно, со временем он станет таким же местом притяжения для жителей Запрудов, каким был раньше.