Коломенский краеведческий музей начал свою жизнь в 1932 году в Маринкиной башне кремля. На восьми ее ярусах были представлены первые экспонаты выставки «Старая Коломна», полученные из фондов Государственного исторического музея, архивов Москвы и жителей Коломны.
Патефон и «патефонка»
В XIX веке Коломна из купеческого и торгового города становится промышленным. Одним из самых древних промышленных предприятий города является бывшая патефонная фабрика. О «патефонке» знают все, но, оказывается, ее история ведется еще с 1828 года, когда в существующих доныне цехах была основана шелкокрутильная фабрика купца Архипа Бабаева.
В 1931 году в корпусах фабрики открыли патефонный завод союзного значения, а с 1938 года в Коломне выпускали уже более 1000 патефонов в сутки. Осенью 1941 года завод был эвакуирован в город Белово Новосибирской области. В оставшихся цехах в годы войны стали выпускать боевое оружие - огнеметы и минометы.
С августа 1942 года в цехах разместился Ленинградский завод текстильного машиностроения. С 1946 году завод стал именоваться Коломенским заводом «Текстильмаш». Его продукцией были узловязальные, оплеточные машины и веретена.
В Коломенском краеведческом музее хранится патефон, изготовленный на нашей фабрике. Тогда, в 30-е годы XX века, патефоны стали одним из символов новой жизни. Иметь такой дома было мечтой многих советских граждан.
В 1935 году председатель ЦИК Украины Г.И. Петровский вручил Николаю Островскому, автору романа «Как закалялась сталь», орден Ленина, а в качестве подарка - коломенский патефон.
Давно уже нет коломенской «патефонки», но во многих музеях, да и в некоторых семьях еще хранятся коломенские патефоны.
В свое время была очень популярна песня композитора Н. Богословского на стихи В. Дыховичного и М. Слободского «Днем и ночью». Исполнял ее Леонид Утесов в дуэте со своей дочерью Эдит. В песне есть такие слова:
Занесло судьбою в третий батальон
Старенький коломенский усталый патефон.
Пел нам на привале у чужих дорог
Трогательный девичий печальный голосок…
Где-то под Варшавой миной был сражен,
Замолчал коломенский бедняга патефон…».
«Говорящая бумага»
Этот экспонат вызывает у посетителей особый интерес. Официальное название звучит так: аппарат для воспроизведения фонограмм «говорящая бумага» типа ГБ-8. С 1941 года Коломенский завод портативных граммофонов начал выпуск таких аппаратов, явившихся прообразом современных магнитофонов.
Авторами этого изобретения были инженер Борис Скворцов и режиссер Борис Святозаров. Они попытались создать новый звуконоситель длительного звучания (до 45 минут).
В основе изобретения лежали новейшие достижения технической мысли того времени - утвердившийся с приходом звукового кино принцип оптической записи, которая наносилась на светочувствительный слой пленки. Полученную таким способом фонограмму изобретатели предложили переносить на литографский камень, чтобы впоследствии использовать его как печатную форму, с помощью которой бумажные ленты становятся новым звуконосителем. Кроме того, изобретатели решили на бумажных фонограммах печатать не одну, как это было на кинопленке, а восемь звуковых дорожек, располагая их параллельно, что давало возможность избегать перемотки ленты «на начало».
В 1941 году новинка коломенского грамзавода поступила в московские магазины, которые предлагали ее купить за 572 рубля. Если учесть, что средняя зарплата рабочих и служащих по стране в это время составляла 354 рубля в месяц, то приобретение такой техники было сродни покупке предметов роскоши.
К сожалению, сложность появления самой «говорящей бумаги» и высокая цена привели к тому, что коломенская «патефонка» прекратила ее производство.
Сейчас лишь в нескольких музеях мира хранится аппарат «говорящая бумага», и лишь один работающий – в Коломне. Он заправлен бобиной, на которой записаны песни Леонида Утесова и его дочери Эдит.
Веретено
Со времен войны в корпусах патефонного завода разместился Ленинградский завод им. Энгельса по производству деталей и веретен для текстильной промышленности. В 1946 году завод переименовали в «Текстильмаш». Поэтому в музейной витрине можно увидеть веретено двойного кручения марки ОП-11630, предназначенное для кручения шерстяной пряжи. Веретена коломенского производства расходились по территории всего Советского Союза и отправлялись за рубеж: в Индию, Китай, Польшу, Южную Америку и Африку. Наши веретена славились качеством и особой надежностью. Теперь это всего лишь история, бережно сохраняемая работниками музея.
Салфетки
Один из последних экспонатов, полученных Коломенским краеведческим музеем в конце прошлого года, комплект салфеток ручного вязания и вышивки, передали родственники Надежды Михайловны Ерохиной (25.08.1914 – 6.07.1993), которая работала фрезеровщицей на Коломенском патефонном заводе с момента его открытия.
С 1931 году судьба прочно связала Надежду с коломенским патефонным, как его еще называли, «веселым» заводом. С 1935 года Надежда Ерохина – видная стахановка, о ее рекордах пишут в газетах. «На фрезеровке она давала 600 - 700% нормы и одна обеспечивала дневную потребность в заводных ручках патефона». В годы войны делала снаряды для «катюш». Закончила работу Надежда Михайловна на «Тестильмаше» в 1972 году. За время трудовой деятельности она не раз получала благодарности, награды и премии за участие в соцсоревнованиях и стахановском движении, за «особо выдающиеся образцы и результаты работы». Самой крупной такой наградой в 1936 году стала квартира с обстановкой.
Родственники передали в музей фотографии, документы и личные вещи Надежды Михайловны Ерохиной, а также четыре салфетки 1960-х годов, созданные ее руками. Эти экспонаты пополнили архив музея ценными сведениями о коломенских рабочих, а предметный фонд - характерными для того времени изделиями ручной работы. Ведь чтобы понять эпоху, важно знать о ней не только сухие факты, но и видеть простой быт людей, их увлечения и занятия.
Елена ЛИФАНТЬЕВА
Благодарим за сотрудничество МБУ «Музей-заповедник «Коломенский кремль» и лично главного хранителя музейных предметов Екатерину Антипову.