Сегодня в нашей подборке фотографии Коломны разных лет. ХХ век оказался для города настолько переломным, что значительные перемены происходили даже за несколько десятилетий. За эту сотню лет он прошел путь от патриархального, с традиционным, практически деревенским укладом до современного постиндустриального. Наши предки, жившие 100 – 150 лет назад, вряд ли поняли бы современных людей: и речь, и образ жизни были бы им совершенно чужды.
Брусенская улица (ныне улица Лажечникова)
Одна из двух главных улиц Коломенского кремля. До 1921 года она носила имя Брусенской. В начале ХХ века, когда на этой улице появилось здание почты, некоторое время она называлась Почтовой. После революции здесь разместился управляющий орган новой власти – Советы, и улицу переименовали в Советскую. В 1960 году к Коломне присоединили Щурово. Там была своя Советская улица, возникла путаница с адресами, и улицу в Коломне решено было переименовать. После долгих обсуждений остановились на названии в честь русского писателя-романиста И.И. Лажечникова, чья усадьба расположилась недалеко отсюда.
На старом фото все почти так же, как сейчас, даже фонари похожи. Только справа видна колокольня Брусенского монастыря, ныне не сохранившаяся, и водонапорная башня конструкции инженера Шухова, которую тоже уничтожили. Будка городового теперь стоит гораздо ближе к улице Ивановской, к тому месту, где некогда стояли Ивановские ворота.
Дворец культуры и спорта с искусственной ледовой дорожкой
В 1961 году по инициативе главного конструктора КБМ Бориса Шавырина в устье реки Коломенки был построен Дворец спорта с ледовой дорожкой длиной 400 м. Изначально ледовое покрытие было естественным, а «правильная» длина дорожки позволяла проводить соревнования высокого уровня. Благодаря тому, что Дворец спорта принадлежал КБМ, он был оснащен по последнему слову техники, а в народе его прозвали «Шавыринским». В 1965 – 1969 годах строили искусственную ледовую дорожку – первую в стране! Это позволило вывести конькобежный спорт в Коломне на новый уровень: здесь тренируются лучшие спортсмены, проходят соревнования, а коломенские конькобежцы неизменно оказываются в числе лучших.
К 2000-м годам дорожка пришла в негодность, и в 2003-м началось строительство современного сооружения по проекту Нодара Канчели. 31 мая 2006 года состоялось открытие Конькобежного центра «Коломна» с искусственным льдом, который никак не зависит от сезона.
Коломенский трамвай
Коломна – единственный город Московской области, имеющий собственный трамвай. Первая линия была построена в 1948 году, тогда вагоны ходили от площади Советской до Коломенского завода. В 1951 году построили депо, а трамвайную линию продлили до остановки «Краеведческий музей», который тогда располагался в храме Архангела Михаила. Этот маршрут был популярен не только у любителей коломенской истории, но и, например, летом, поскольку именно до этой остановки (ее еще попросту называли конечной) доезжали те, кто хотел попасть на городской пляж на реке Коломенке. Собственно, и сейчас ничего не изменилось, и даже тот самый «Первый» маршрут ходит именно в этом направлении. Вот только Краеведческий музей сменил адрес, а в здании вновь храм. Ну, и вагоны ходят другие, современные. А те, кто сейчас ругает «убитый» асфальт – посмотрите на тот, что был в СССР.
Железнодорожная станция Коломна
История этой станции непроста и даже драматична. В 60-е годы XIX века строящаяся Московско-Казанская железная дорога дотянулась до Коломны. Однако городские власти слишком дорого запросили за выделение земли под строительство станции, а местные купцы отказались спонсировать. Тогда руководивший строительством Карл фон Мекк распорядился построить станцию с названием «Коломна» в стороне от города, у села Боброво. Тем более что там уже возникли мастерские, где строились опоры железнодорожного моста через Оку, и транспорт им был очень кстати. Через несколько лет станцию все же построили на нынешнем месте, назвав ее «Ново-Коломна», а прежнюю переименовали в «Старо-Коломна». Это привело к большой путанице, и «Старо-Коломну» переименовали сначала в «Голутвино», по названию монастыря (потом она стала просто «Голутвин»), а от «Ново-Коломна» отвалилась приставка «Ново».
В 1913 году, в год 300-летия Дома Романовых, император Николай II совершал объезд своих владений. Путешествовал он и по Казанской железной дороге, останавливаясь в Коломне. Коломенцы торжественно встретили государя, преподнеся знаменитую пастилу, которой угощали еще его прапрапрабабушку Екатерину Великую. Городской голова М.И. Посохин, увидев императора, так разволновался, что выдавил из себя только: «Я городской голова… А вот и пастила», - и протянул заветную коробочку государю.