Сегодня рестораны и кафе в Коломне - обычное явление. Можно найти заведения для гурманов и для тех, кто хочет быстро перекусить, для романтических свиданий и для банкетов с размахом, на любой вкус и кошелек. Но еще несколько веков назад все было по-другому. Поностальгируем об одном из самых известных общепитов Коломны, который остался в истории как «ресторан Егорова на Житной площади». Потом в этом помещении работал магазин «Три поросенка».
На первом этаже дома № 205 по ул. Октябрьской Революции (бывшая Астраханская) когда-то располагался ресторан 2-го разряда, принадлежавший купцу Е.Е. Егорову. После смерти хозяина владелицей стала его дочь, она жила в Москве и руководила через управляющего. Тем не менее на какое-то время ресторан получил прозвище «У Егорихи».
«У Егорихи»
Из дневника археолога М.А. Ратманова, июнь 1903 года: «…Попытка наша отыскать какой-нибудь приличный ресторанчик осталась безрезультатной, а указанный нам трактир на углу главной улицы и торговой площади, хотя и считается лучшим в городе, но в действительности не возвышается над уровнем третьеразрядного петербургского трактира где-нибудь возле Апраксина рынка или Сенной площади…
Дух в трактире московский: половые в белых костюмах, в меню – порции и полупорции, но, увы, потерявшие давно московскую традиционную грандиозность. Меню блещет хитрыми наименованиями, например: Суп плотоньер; Димутон соус субис; салат араньш из апельсин; Амлет комфлетюръ; Грейн-Твейн на лафите; Ланшет соус Пекан; Шней-клепс и т. д.».
Судя по дальнейшим записям путешественников, ничего из этих «заморских» блюд в действительности не было, а подавалась самая простая пища: щи да бифштексы.
«У трех поросят»
С декабря 1917 года трактир Егоровой и гостиницу крестьянки Шмелевой занял уездный исполнительный комитет. В советские годы его превратили в Народный дом с библиотекой, читальней и сценой в зале вместимостью до 200 человек. Затем второй этаж дома переделали под жилье, первый же отдали под торговые заведения – и поныне здесь находятся магазины. В 50 – 60-е годы на первом этаже, как раз под нынешней «Арткоммуналкой», располагался продуктовый магазин, который коломенцы прозвали «Три поросенка», или «У поросят». Как вспоминают очевидцы, в 50-е витрину магазина украсили тремя фигурами поросят, сделанными из папье-маше и довольно аляповатыми. Ассортимент был небогатый: хлеб, мука, крупы, недорогие консервы типа кильки в томате, сахар, соль, спички, папиросы и, само собой, вино и водка. Это делало заведение притягательным для своеобразной публики, которая и проживала неподалеку, в бывших доходных домах и монастырских кельях, превращенных в коммунальные квартиры. Позднее поросят сменила другая инсталляция, а название осталось. Видимо, очень уж соответствовало целям большинства посетителей – за небольшие деньги хорошенько насвинячиться.
«Огонек»
В 1962 году в Коломну приехал будущий известный писатель Венедикт Ерофеев. Прибыл он в качестве студента историко-филологического факультета Коломенского педагогического института, который в то время располагался на ул. Зайцева, д. 11 (сегодня здесь один из филиалов школы № 14). Чтобы как-то прожить, подрабатывал грузчиком в этом самом магазине. Кстати, в то время он получил официальное название – «Огонек», но это ничего не изменило: в народе по-прежнему его именовали «Тремя поросятами». Свободный доступ к алкоголю способствовал формированию у студента философского взгляда на мир (сохранились любопытные тетради В. Ерофеева, увы, пока не оцифрованные), но отнюдь не благоприятствовал учебе, поэтому в 1963 году из института его отчислили. Коломна не оставила заметного следа в творчестве Венички, зато он сам оставил след в Коломне и даже стал своеобразным символом этого места: В 2011 году на втором этаже дома открыли музей-резиденцию «Арткоммуналка. Ерофеев и другие». Культурный объект нового формата включает в себя арт-резиденцию, мастерскую-выставочный зал и собственно коммуналку – музей советского быта 60-х годов прошлого века.
Кстати, название магазина «Огонек» многие связывали с дореволюционным обитателем здешних мест. Это был спившийся студент, ярыга*, который отирался на Житной возле трактира в надежде заработать на опохмел. Якобы из-за вечно красного носа он получил прозвище Огонек. В романе Б. Пильняка «Голый год» он назван Огонек-классик. При этом, судя по описанию, человеком он был кротким и безобидным. Такой совершенно Веничкин персонаж – ранняя его инкарнация.
*Ярыга, ярыжка – представитель низших слоев общества, часто спившийся и перебивавшийся случайными заработками в качестве грузчика, бурлака, разносчика и прочего «подай-принеси». Перен. – беспутный человек, пьяница.
Константин ТИЩЕНКО
Для публикации использованы материалы Р. Славацкого, В. Ярхо, А. Руднева
Фото: Елена СОМОВА/Медиахолдинг «Ять»