Мы уже рассказывали об одном из самых известных ресторанов Коломны, который остался в истории как «ресторан Егорова на Житной площади», а потом превратился в не менее известный продуктовый магазин «У трех поросят» и еще позднее - в «Огонек». Сегодня продолжим вас знакомить с историей городского общепита и вспомним привокзальный ресторан в Голутвине, считавшийся лучшим в городе.
Мы как-то привыкли, что вокзальные рестораны - это что-то третьеразрядное, с засохшими бутербродами, жареными пирожками «с котятами», салатами сомнительной свежести и прочими «изысками», как это прекрасно показано в известном фильме «Вокзал для двоих». Зато там всегда был алкоголь – на любой вкус, вплоть до дефицитного в СССР бутылочного пива. И то правда: надо же было хоть чем-то порадовать в дороге советского человека, утомленного ненавязчивым сервисом.
Тем удивительнее узнать, что вокзальный ресторан на станции Голутвин некогда был самым шикарным в городе и очень долгое время лучшим на Казанской железной дороге.
Это модное место – вокзал
Если вы помните, в фильме «Безымянная звезда» любимым развлечением жителей маленького городка в центре Европы было встречать на станции столичный поезд, который никогда там не останавливался. Это был кусочек иной, красивой жизни, стремительно проносящейся мимо. Коломне повезло больше: московские поезда здесь не только проезжали, но и останавливались. Тем более что станция Голутвин славилась своим вокзальным рестораном и первоклассным буфетом с подачей горячих блюд – лучшим на всей железнодорожной ветке, по крайней мере, до середины ХХ века.
Вообще, само слово «вокзал» (изначально произносилось и писалось «воксал», от английского Vauxhall Garden - развлекательный сад) означало место, куда приезжали отдохнуть, а вовсе не ожидать посадки на транспорт. Вот почему рестораны и оркестры, а кое-где и концертные площадки были запланированы уже при постройке.
Вот таким модным местом для гулянья стал и Голутвинский вокзал. Сюда ездили «на променад»: как говорится, на людей посмотреть и себя показать. Здесь продавались самые свежие газеты – прямиком из почтового вагона, обсуждались самые свежие городские новости и сплетни.
По высшему разряду
Изначально железную дорогу строили для товарных перевозок: люди и в экипажах путешествовали неплохо. Но прогресс брал свое: вдруг стало понятно, что от Коломны до Москвы необязательно трястись два-три дня на лошадях, если поезд может домчать за каких-то восемь часов. Правда, это было недешево, поэтому поначалу железной дорогой ездила только «чистая» публика - купцы, дворяне, богатые чиновники. Они были готовы платить не только за скорость, но и за хороший сервис. А потому все, что имело отношение к обслуживанию железнодорожных перевозок, было обставлено по высшему разряду. В том числе рестораны и буфеты при вокзалах.
Содержал буфет при вокзале Голутвин московский купец Петр Алексеевич Иванов. Оборот заведения составлял 6000 рублей в год, что по тем временам было очень неплохо. На платформе находился еще один буфет, попроще, с оборотом более скромным. Им пользовалась публика победнее.
Интерьеры вокзального буфета-ресторана со стенами, облицованными серым и белым мрамором, можно увидеть в фильме «Город Зеро» (1989 год), который снимался в том числе и в Коломне – в знаменитой сцене, где герою Л. Филатова приносят торт в виде его собственной головы.
Место зимних забав
Летом привокзальная площадь была местом прогулок и сплетен, а зимой, в театральный сезон, в Голутвинский ресторан часто приезжали «догуливать». Недалеко отсюда владельцами Коломенского завода Струве был построен Бобровский театр, позже ставший кинотеатром им. В.А. Зайцева, а в 2005 году пополнивший печальный список коломенских утрат.
На заводе было очень мощное культурно-досуговое направление: несколько оркестров, театральная труппа, футбольная команда… В Бобровском театре выступали столичные артисты, но и свои не отставали: ставили спектакли, устраивали балы-маскарады, танцы. Однако в буфете подавались только нехитрые закуски, а из напитков – чай, лимонад да пиво. Ничего крепче пива не подавалось – видимо, организаторы были за здоровый образ жизни. Но не все его разделяли. Люди приходили хорошо провести время: сначала спектакль, потом танцы примерно до двух часов ночи. Выйдя из театра, брали извозчика – и в Голутвин, кутить в ресторане, где можно было до утра, и вино рекой...
Самые обеспеченные могли себе позволить ездить в Москву на день «развеяться»: поезд отходил поздно вечером, утром прибывал на Рязанский (нынешний Казанский) вокзал. Сначала ехали по модным магазинам, потом обедали, вечером – в столичный театр. Из театра снова ехали на вокзал, до 12 часов кутили в ресторане, и полночным поездом выезжали в Коломну. К восьми утра опять были в Голутвине: завтракали и похмелялись уже в местном ресторане и разъезжались по домам – отсыпаться после столь насыщенной программы.
Во времена СССР
Как это ни удивительно, вокзальный ресторан в Голутвине держал свою марку и в советские годы, каким-то чудом оставаясь последним уцелевшим осколком старого мира и самым шикарным вплоть до постройки в 60-х годах ресторана «Советский». Сюда ездили из Луховиц, Озер, Воскресенска и даже Бронниц, где своих приличных ресторанов не было. Здесь нередко бывали VIP-гости из Москвы: поговаривают, сам Василий Сталин приезжал сюда кутить с приятелями. Названия у ресторана так и не было, а в народе его прозвали «Омут» - вероятно, не только из-за репродукции картины Васнецова «Аленушка», висевшей на стене еще с царских времен…
Кстати, изначально картина называлась «Дурочка Аленушка» - прототипом послужила юродивая девушка, встреченная художником в одном селе. И лишь позднее зрители связали ее с героиней известной сказки «Про сестрицу Аленушку и братца Иванушку». Но это уже совсем другая история…
Константин ТИЩЕНКО
При подготовке материала использованы исследования Валерия Ярхо
Фото: Александр ВИТИН/Медиахолдинг «Ять»