Даже представить трудно, насколько отличался быт горожан прошлых веков от сегодняшнего. Электричества не было, и с наступлением темноты город погружался во мрак. Поэтому зимой спать ложились рано: при тусклом свете свечи или керосиновой лампы долго не просидишь. За водой вплоть до строительства водопровода в 1902 году ходили на речку или покупали ее у водовоза. Из транспорта была в основном лошадь, дальние поездки были доступны немногим. В XIX веке зимы в Коломне проходили совсем не так, как сегодня. О городских традициях, семейных и общественных, нам рассказал коломенский экскурсовод Петр Ломако.
Молились, слушали легенды и сказки
Петр Ломако, экскурсовод:
«Скажем сразу, каких-то исключительно коломенских традиций пока не обнаружено. Уклад жизни горожан XIX века был типичным для России в целом. Иван Андреевич Слонов родился в Коломне, в бедной семье. Потом он стал московским купцом, путешественником и писателем. Жили они в Щемиловке* – бедном квартале (это современный район улицы Исаева в кремле)».
О детстве, проведенном в Коломне, и о том, как коротали время зимой, Иван Андреевич вспоминал так:
«В долгие зимние вечера все мы собирались у себя дома, в одну комнату, освещенную сальной свечкой. Лампы у нас не было. Отец читал вслух псалмы и акафисты, а мы все пели хором... Вечером каждую субботу и под все праздники наша бабушка брала глиняную ручную кадильницу, насыпала в нее горячих углей и ладану и кадила в наших маленьких комнатках. В Крещенский сочельник бабушка ходила с куском мела и писала кресты на всех дверях. Еще помню, что в Рождественский сочельник все мы постились целый день до звезды. С появлением ее бабушка угощала нас сначала сладкой кутьей, а потом ужином».
Никита Петрович Гиляров-Платонов – церковный писатель, богослов, сын священника Никитской церкви в Коломне, также вспоминал об этих зимних вечерах: при лучине (свечи были дороги и полагались только для гостей) тетушка Марья Матвеевна рассказывала ему и сестрам не столько сказки, сколько многочисленные городские легенды, где исторические факты причудливо переплетались с вымыслом: о происхождении названия Коломны, о посещении ее преподобным Сергием, о Марине Мнишек и ее несметных богатствах «…рассказывалось эпически торжественным тоном, полунараспев, и я впитывал его в себя» (Н.П. Гиляров-Платонов, «Из пережитого»).
Катались на простянках
Вечера были долгими и темными. Спать ложились очень рано, но и вставали задолго до рассвета: как вспоминал тот же Иван Слонов, в шесть утра были уже на ногах. Дневные же забавы были гораздо разнообразнее: несмотря на мороз, детвора целый день пропадала на улице.
«Мы катались зимой с высокой горы на скамейках, салазках и решетах. Делали из снега разные фигуры и крепости, устраивали целые баталии, комками снега отражая неприятеля» (И.А. Слонов «Из жизни торговой Москвы»).
А еще мальчишки того времени катались на простянках. Простянками называли большие деревенские обозы, которые возвращались домой с базара пустыми («простыми», как говорили раньше). Ребятишки вскакивали на ходу на край розвальней и ехали две-три версты.
Бились на кулаках
Для взрослых были свои экстремальные развлечения. В 70-х годах XIX века очень популярными стали кулачные бои. Каждое воскресенье сходились стенка на стенку на льду Москвы-реки: городские с деревенскими, уличные мальчишки с учениками духовного училища и т. д. Начинали всегда с самых младших, а потом вступали и взрослые бойцы.
«…Кулачные бои в Коломне были в большой моде. Выдающиеся кулачные бойцы щедро поощрялись любителями - богатыми коломенскими купцами, которые не жалели денег на эту забаву. Бой продолжался два-три часа и заканчивался вечером, с наступлением темноты (И.А. Слонов «Из жизни торговой Москвы»).
С коломенской стороны долгое время главным героем был некий кузнец Трушка:
«Этот человек был несколько выше среднего роста, коренастый, с громадной головой, плотно сидевшей на широких плечах. На одну ногу он немного прихрамывал. Трушка имел силу колоссальную. Когда участвовал в бою, победа была точно на стороне коломенцев» (И.А. Слонов «Из жизни торговой Москвы»).
Иван Андреевич пишет, что все это сопровождалось страшным шумом и громкими криками бьющихся, ревом толпы. Люди зверели: ломали друг другу ребра, руки, ноги, разбивали в кровь лица… После боя на льду оставались раненые и покалеченные, а иногда и убитые. Но это никого не останавливало: в следующее воскресенье опять затевался бой.
Поздравляли с Рождеством Христовым
Н.П. Гиляров-Платонов был сыном священника. Его отец по большим праздникам должен был объезжать своих прихожан: причащать на дому немощных, оказывать благотворительность малоимущим, получать пожертвования от богатых людей. По воспоминаниям Никиты Петровича, который помогал отцу, выезжали сразу после утрени, в третьем часу, а возвращались уже при благовесте к обедне. Ехали с Посада, где и сейчас стоит церковь Великомученика Никиты, а заканчивали Запрудами. Священник окормлял не только своих прихожан, но и чужих - всех, кто принимал. Для мальчика Никиты такие поездки давали много впечатлений: где еще увидишь, как живут люди других сословий? Например, в доме купца Токарева он впервые узнал, что существуют столовые часы.
Токаревы - богатые коломенские купцы и благотворители. В 20-е годы XIX века Токаревы держали в Коломне мыловаренный завод. Им же принадлежал дом на Владимирской улице (ныне улица Зайцева) у городской стены. До наших дней ни дом, ни стена не сохранились.
А вот рождественские елки в Коломне появились достаточно поздно. На рубеже XIX-XX веков они были преимущественно в домах богатых людей, следивших за модными веяниями.
Ася ЕМЕЛЬЯНОВА
Выражаем благодарность Петру Ломако за помощь в подготовке материала
Фото: Елена СОМОВА/Медиахолдинг «Ять»