Коломна – древний город, окутанный легендами и тайнами. Причем городские загадки порой представляют не меньший интерес, чем настоящая история, а иногда приоткрывают завесу тайны над подлинными фактами или тесно переплетаются с ними. Когда-то эти легенды собирал коломенский историк, поэт и писатель Роман Славацкий. Из них потом была сложена «Книга Смарагд». Она была опубликована, но полностью не издана и еще ждет своего часа. А коломенские легенды живут в народной памяти благодаря неравнодушным людям, которые их помнят, собирают и рассказывают другим. Некоторыми историями с нами поделился экскурсовод Петр Ломако.
Еще одна легенда о названии
Согласно одной из легенд о происхождении названия Коломны, ее основал римский князь Яр-Коломан – отсюда и имя. Приехав на Русь, он привез с собой илионское золото, когда-то вывезенное из Трои (по-гречески Илион – «город Солнца»). В числе золотых изделий был и некий заговоренный пояс: доброму человеку он приносил удачу, а злому – несчастья, даже до смерти, «пока весь род не истребится или не избавится от рокового сокровища». По легенде, пояс состоял из 17 звеньев, и в каждом свой камень, а на каждом камне печать со своим зверем.
Когда в 1301 году Даниил Московский захватил Коломну и присоединил ее к Москве, священник показал князю место в храме, где в каменном ларце хранился золотой пояс – ключ власти над городом. «Взял князь илионское золото, - повествует легенда, - и заключил священный завет между Москвой и Коломной: чтобы впредь владели московские князья коломенской землей как наиценнейшим сокровищем по христианской любви и держали град в почете и славе».
Великокняжеский дворец и ценная библиотека
Дворец до наших дней не сохранился, так как, вероятнее всего, был деревянным. Располагался в кремле, там, где сейчас проходит улица Дмитрия Донского. С этим дворцом связано предание, относящее нас ко временам Ивана III, который был женат на греческой принцессе Софье Палеолог, родственнице византийских императоров. Софья привезла на Русь Либерию – ценнейшую библиотеку, которая стала основой для библиотеки Ивана Грозного. По легенде, эта библиотека изначально хранилась во дворце в Коломне, а потом была разделена на части и утрачена.
С Софьей Палеолог связано еще одно место в Коломне. Долгое время княгиня не могла родить наследника – на свет появлялись девочки. Чтобы вымолить сына, Софья отправилась в паломничество: в Троицкий монастырь, основанный преподобным Сергием, и в Коломну. Здесь, в Коломне, великая княгиня дала обет: если Господь пошлет ей сына, то она вышьет к Донской иконе драгоценную пелену, а в своем наследном селе Бабышеве под Коломной поставит церковь. В Троицком монастыре было ей видение: явился сам преподобный Сергий и сообщил, что родит она княжича. А через положенное время на свет появился Василий, будущий московский князь Василий III, который построил потом каменный Коломенский кремль.
Софья исполнила обет: вышила пелену для Донской иконы, а в селе Бабышеве (потом оно стало Гончарной слободой) построила церковь в честь Зачатия праведной Анны. Ныне на этом месте церковь Богоявления в Гончарах. Почему она была переименована – отдельная история.
Крест Дмитрия Пожарского
Как гласит предание, он был какое-то время коломенским воеводой. По другим сведениям, Дмитрий Михайлович был наместником коломенским. Как бы то ни было, он имел здесь владения, среди которых особенно любил село Лукерьино. И там в своем доме оставил две святыни, которые некогда сопровождали его в походах – икону Пресвятой Богородицы и крест-мощевик, в котором было 40 частиц мощей разных святых. Потом этот крест каким-то образом попал в храм Великомученика Никиты, что ныне стоит на улице Посадской. Когда и каким образом крест исчез из Никитского храма – об этом предание умалчивает.
Пояс раздора
Когда же в 1366 году князь Дмитрий Иванович (будущий Донской) женился на дочери суздальского князя Евдокии, в приданое за дочерью Дмитрий Константинович дал богатый пояс, украшенный золотыми цепями. Этими цепями было решено украсить тот самый илионский пояс. Поручили это московскому тысяцкому, княжьему наместнику и близкому родственнику Дмитрия Московского Василию Вельяминову. Василий Васильевич тоже хотел породниться с суздальским князем, женив своего сына Микулу на его старшей дочери Марии. Позарился родственник на илионское золото - то ли украл, то ли подменил пояс (или только несколько клейм из него) и положил в приданое своей невестке. Но счастья это никому не принесло.
В 1433 году на свадьбе великого князя московского Василия II (Темного) мать жениха Софья Витовтовна публично сорвала этот пояс со звенигородского князя Василия Юрьевича Косого, что стало началом большой распри между Московским и Галицко-Звенигородским княжествами и привело к истреблению звенигородского княжьего рода.
Трещина на Успенском соборе
В последний раз упоминание о поясе относится ко временам Ивана Грозного. Он нарушил завет Даниила Московского не обижать Коломну и увез в Москву Донской образ Божией Матери (ему была нужна победа, а чего не сделаешь ради нее). В ответ на упрек в нарушении святого завета взял да и бросил драгоценный пояс в Москву-реку – мол, никакой завет мне не указ. В этот миг, как гласят легенды, «возмутились воды, и небо нахмурилось, и раздался страшный удар подземный, так что дрогнул город, а в соборе городском Успенском трещина прошла по стене». Потом, конечно, государь пожалел о своем поступке, но уже ничего нельзя было сделать.
Персональный поезд
Как мы знаем, в 1862 году через Коломну прошла железная дорога «Москва – Казань». Однажды коломенский купец по фамилии Салманников выкупил все билеты на поезд, идущий из Коломны в Москву, и поехал один - мог себе позволить. Что чувствовал этот человек все долгие часы пути? Упивался ли своим величием? Ведь даже царь не ездил один! Этого мы уже никогда не узнаем.
Еще больше коломенских легенд вы можете услышать во время авторской экскурсии Петра Ломако, который не только расскажет, но и покажет места, где происходили упомянутые нами, да и другие события.
Константин ТИЩЕНКО
Фото: Петр Ломако,
архив Медиахолдинга «Ять»