Одно из самых загадочных мест нашего города, находящееся в самом его центре, хотя зарождалось на окраине. Место, о которое сломано множество словесных копий, в советские годы разрушенное, как тогда любили, «до основания», но сохранившее свое основное предназначение. Речь идет, конечно, о Петропавловском кладбище, на месте которого сейчас находится Мемориальный парк.
«Мемория» - это память. И памятники, поставленные здесь в 1970 году и позже, хранят эту память, но другая память, не менее важная, была уничтожена. И это до сих пор не дает покоя коломенцам – историкам, краеведам, всем неравнодушным людям.
«Убогий дом» для безымянных и самоубийц
Место, где сейчас расположен Мемориальный парк, до начала XX века находилось на окраине города, близ Рязанской заставы. Никакого кладбища здесь тогда не было, однако место это все же использовалось для захоронений: здесь стоял так называемый «убогий дом» - строение вроде большого сарая, куда сносили тела умерших странников, про которых ничего не было известно - порой даже крещеный человек или нет, а также умерших «нуждной» смертью: самоубийц, утопленников – всех тех, кого нельзя было хоронить в ограде храма (в то время при каждом городском храме было свое кладбище). Раз в год, на Семик – седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы, в народе его называли «Русалочьей Пасхой» и «Троицей умерших» - сюда приходили горожане, чтобы здесь же предать несчастных земле. Семик в Коломне чтили и после того, как традиция эта отошла в прошлое.
Петропавловское кладбище. Богадельня (не сохранилась)
После чумы
В 1770 – 1772 годах в России разразилась эпидемия чумы. Это была последняя в Европе крупная вспышка этой болезни. В Москве от нее умирало более тысячи человек в день. Главной причиной стала высокая заразность заболевания. Нередко заражались уже на кладбище, когда хоронили родственника. В 1771 году Екатерина II издала указ, запрещающий какие-либо захоронения в черте города. Для этих целей выделялась земля подальше. В Коломне таким местом стало уже привычное, где раньше погребали «убогих». Кладбище обнесли оградой, в 1779 году возвели церковь Петра и Павла – нарядное каменное здание в стиле барокко. Позднее коломенские купцы пристроили к холодной церкви теплый придел в честь апостола Андрея Первозванного, при церкви имелась богадельня.
Надвратная колокольня
В XX веке кладбище разрослось, среди могил выделялись богатые памятники коломенских купцов, а самые зажиточные строили семейные склепы. По русской традиции они уходили под землю: хоронить надо было ниже уровня земли. В 1891 году кладбище обнесли красивой каменной оградой с двумя часовнями в честь Николая Чудотворца и Сергия Радонежского и надвратной колокольней. При храме стоял двухэтажный каменный дом для кладбищенских сторожей и могильщиков и существовало благотворительное братство Святителя Николая.
Петропавловское кладбище, 1959 г. (фото из архива А.Е. Денисова)
Храм обезглавили, настоятеля казнили
ХХ век принес немало бед. Отразилось это и на состоянии кладбища. В 30-е годы обезглавили храм, разрушили надвратную колокольню, духовенство арестовали. О. Николай Лебедев был казнен в 1936 году, диакон Григорий Самарин умер в лагерях. Храм еще действовал, хотя и с перерывами, вплоть до 1942 года. В 1941 году хоронить на кладбище запретили, но коломенцы продолжали тайно подхоранивать покойников в могилы к родственникам. Вскоре в Коломенской больнице открылся эвакогоспиталь, умерших бойцов хоронили на этом же кладбище. Есть сведения, что целыми грузовиками привозили погибших на фронте. Их складывали в общие могилы, имена этих людей вряд ли теперь получится установить. В 1943 году кладбище окончательно перестало действовать.
Церковь Петра и Павла, 1957 г.
Коломенцы были против парка на костях
В 60-е годы ХХ века кладбище, некогда находившееся за городской заставой, оказалось в самом центре города, на пересечении главной улицы с новым проспектом Кирова. Терпеть место печали на самых оживленных городских магистралях власти не могли, было принято решение ликвидировать кладбище, а на его месте устроить Пионерский парк. Место огородили, подогнали бульдозеры, и… Жители реагировали по-разному: кто плакал, кто возмущался. Наиболее предприимчивые тащили роскошные купеческие памятники, которые не успели своровать до этого. Но против парка на костях возмутилась общественность. Тогда было принято решение увековечить здесь память коломенцев, павших в Великой Отечественной войне, тем более что на носу было 25-летие Победы - круглая дата. Так несостоявшийся Пионерский парк стал Мемориальным.
Петропавловское кладбище в начале ХХ в.
Наши дни
Последние десятилетия внесли в жизнь этого памятного места много изменений. Вновь открыты и действуют Петропавловский храм и Никольская часовня. Кроме мемориала павшим в Великой Отечественной войне появилось много других памятных знаков: воинам, погибшим в локальных войнах и военных конфликтах, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, коломенцам, погибшим в годы сталинских репрессий… На месте, где были похоронены родственники святителя Филарета Московского, установлен поклонный крест. У каждого из этих знаков в дни памяти совершаются богослужения, проходят митинги, чтения имен. Вот только память о коломенцах, похороненных здесь за 170 лет существования кладбища, до сих пор ничем не отмечена. А ведь таких, по подсчетам историков, порядка 50 тысяч. И это все предки и родные ныне живущих коломенцев.
Алексей Мазуров, доктор исторических наук, президент ГСГУ: «Есть задумка, чтобы в октябре, накануне Дмитриевской родительской субботы, провести городскую конференцию, посвященную Петропавловскому кладбищу и вопросам, которые с ним связаны. Это воскрешение памяти. Мы воскрешаем память тех людей, хотя пока еще мало о них знаем. Сейчас в наших списках из примерно 50 тысяч человек всего лишь около 400 имен. В принципе, по метрическим книгам, что хранятся в архивах, их можно восстановить на 90 - 95%. Предстоит большая и серьезная работа.
Хочется попросить прощения у всех, кто здесь лежит, за то, что случилось в 60-е годы. Это больная рана в истории нашего города: мы своими руками уничтожили память о собственных предках, сровняли с землей бульдозером. И эту память нам необходимо воскресить».
Константин ТИЩЕНКО