65-летняя коломчанка Светлана М. болеет сахарным диабетом второго типа уже 15 лет. Заболевание серьезное, требующее постоянного наблюдения у врача-эндокринолога, соблюдения строгой диеты и ежедневного приема лекарств. Из-за своего недуга пенсионерка должна каждый день принимать препарат «Метформин». Так как постановлением Правительства России № 715 от 1 декабря 2004 года сахарный диабет был отнесен к социально значимым заболеваниям, лекарства должны предоставляться больным бесплатно. Впрочем, так и было. Долгое время женщина исправно получала льготный препарат, но с декабря прошлого года в выдаче лекарства в аптеке ей начали отказывать. Причина — его попросту там нет. Точнее, есть, но только за деньги. А вот получить его по льготному рецепту Светлана Сергеевна не может. «С вопросом, когда появится лекарственный препарат, я обратилась в больницу, – рассказывает корреспонденту KS пенсионерка. – Мне сказали, что таблеток нет. Посоветовали периодически звонить в аптеку, где выдают лекарства по рецептам, и спрашивать там о наличии препарата. Однако даже спустя несколько недель лекарство не появилось. Тогда я обратилась к своему врачу с просьбой выписать мне аналог «Метформина». На что врач сказала, что аналогов тоже нет в наличии. Вот уже третий месяц я покупаю таблетки «Метформин» за свой счет. А что делать? Без них я не проживу».
«Метформин» в наше время – одно из самых распространенных лекарств при диабете второго типа. Этот препарат мешает печени вырабатывать глюкозу и таким образом снижает ее содержание в крови примерно на треть. Кроме того, «Метформин» не влияет на вес, как другие лекарства, и не вызывает ожирение. Препарат значительно облегчает жизнь диабетикам, а также учит организм справляться с заболеванием самостоятельно. Стоит лекарство недорого – примерно 200 рублей за упаковку. Однако обязательный ежедневный прием (в некоторых случаях по несколько таблеток в день) делает расходы на лечение весьма ощутимыми. Такой удар по бюджету особенно сильно чувствуют пенсионеры, которые, к сожалению, вынуждены экономить каждую копейку.
Достучаться до министерства
Мы позвонили в аптечную сеть ГБУ МО «Мособлмедсервис», чтобы убедиться, действительно ли существуют проблемы с поставками льготного медикамента. Там нам сообщили, что «Метформина» давно нет в наличии и когда появится, неизвестно. Тревожную ситуацию подтвердила и заместитель главврача КЦРБ Татьяна Чернышова. «Действительно, в течение последнего месяца поставки льготного «Метформина» не осуществляются, и замены у него, к сожалению, тоже нет. Поставка бесплатного препарата планируется в середине апреля».
С вопросом, в чем причина отсутствия льготных лекарств для диабетиков, мы обратились на «горячую линию» Минздрава Московской области. Специалисты ответили, что пока не проведен тендер на закупку лекарства, бесплатный «Метформин» в аптеках не появится. Однако, по словам диспетчера, возникшую проблему пытаются решить на региональном уровне, а в настоящее время принято решение о поставке препарата вне конкурса. Так что в аптеках «Метформин» появится».
Если кормят завтраками
Что делать, если нарушаются права больного на получение бесплатного лекарства? По телефону «горячей линии» ТО Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области нам ответили, что если в день обращения за льготным лекарством его не оказалось в аптеке, то провизор этого пункта принимает у посетителя рецепт для последующей выдачи необходимого препарата. При этом он должен зарегистрировать рецепт в специальном журнале и в электронной программе аптечного пункта. Лекарство обязаны выдать не позже установленного Росздравнадзором срока - 10 рабочих дней. Именно рабочих, а не календарных дней. Льготник должен получить нужный препарат сразу, как только товар поступит в аптеку. Причем для этого провизор, как правило, звонит покупателю и приглашает его прийти за лекарством. В том случае, если в указанные сроки лекарство не поступает в аптечную сеть, необходимо написать жалобу.
Куда жаловаться
1. Территориальный орган Росздравнадзора по г. Москве и Московской области.
«Горячая линия»: 8 (495) 611-47-74, 8 (916) 256-76-76. Также можно оставить жалобу в электронном виде. Форму для заполнения можно найти на официальном сайте ведомства в разделе « Обратная связь».
2. Министерство здравоохранения МО. «Горячая линия»: 8 (498) 602-03-01. Жалобу можно направить на электронный адрес minzdrav@mosreg.ru
Можно ли вернуть потраченные на покупку лекарств средства?
Комментирует адвокат Московской коллегии адвокатов Алексей Обухов:
«Беда в том, что сегодня обеспечение лекарствами осуществляется через контракты с фармацевтическими организациями. Если человек не получает бесплатное лекарство, он может обратиться в суд. Ответчиком выступит фармацевтическая компания, выигравшая конкурс на заключение контракта. Но должен предупредить, что отстаивание своих прав на компенсацию за лекарства в суде - процедура длительная и хлопотная. Поэтому для начала льготнику стоит попробовать написать в адрес поставщика препаратов претензию или предложить ему в добровольном порядке компенсировать понесенные расходы. Если это не возымеет действия, идите в суд. Компенсации от государства через Фонд медицинского страхования и страховую компанию не предусмотрены. Если отказ в льготных лекарствах носит массовый характер, можно обратиться в прокуратуру».
Как получить бесплатное лекарство
Рецепт на препарат оформляет лечащий врач. Документ должен быть завизирован заведующим медучреждения и содержать информацию о сроках действия. При невозможности самостоятельного получения лечебного средства льготный рецепт можно вручить родным.
Ольга БАЛАШОВА