Сегодня аббревиатура «ЦЛПБ» мало кому известна, даже коренным жителям Коломны. Между тем у старшего поколения она, по крайней мере, была на слуху. А уж те, кто жил между улицей Дзержинского и Озерской веткой, прекрасно знали это название. Правда, не все понимали при этом, что оно означает. ЦЛПБ – Центральное локомотивное проектное бюро – было создано на Коломенском заводе в 1932 году.
Мне довелось жить далеко от этих мест, и слово «ЦЛПБ» я услышала, уже будучи взрослой. Но бывать в этом уголке Коломны приходилось – ездила в спортивную школу. Первое впечатление от этого района середины 80-х – какое-то очень грустное, заброшенное, депрессивное место. Примерно тогда же я увидела в книжке слово «захолустье», и оно крутилось в голове каждый раз, когда шла по этим улицам. Шла и думала: как хорошо, что я живу в другом районе! Увы, с тех пор здесь мало что поменялось – унылые мрачные дома моих детских воспоминаний с тех пор ни разу не красили. Только низенькие палисадники окончательно разрушились, сейчас от них не осталось и следа.
Но взрослый взгляд увидел и другое – изначально в этом районе было что-то очень уютное, он похож на квартал какого-нибудь небольшого европейского городка, построенный примерно в это же время.
Итак, ЦЛПБ – это квартал двухэтажных домов, ограниченный по двум сторонам улицами Суворова и Дзержинского, а по двум другим – Шавырина и Ватутина. Кстати, улица Шавырина когда-то составляла одно целое с улицей Гагарина и называлось это все Сталинградской улицей. В 1961 году она стала улицей Гагарина, а позднее часть ее была названа в честь конструктора Бориса Ивановича Шавырина. Кстати, сейчас эти улицы не соединены друг с другом – в 60-е годы из-за застройки в районе Голутвина между ними образовался разрыв.
Дома из отходов
В 1932 году было создано Центральное локомотивное проектное бюро, для которого требовались кадры – инженеры, технические работники. Им нужно было где-то жить, а с жильем на Коломзаводе было туго. Так что примерно в это же время началось строительство типовых домов рядом с селом Бочманово. По некоторым сведениям, поселок ЦЛПБ относился к Щурову и считался сельской местностью. Дома строили быстро и дешево: не из кирпича, а из шлакоблоков, которые делали на заводе из отходов литейного производства. Сверху их обшивали дранкой и оштукатуривали. Строились такие дома с расчетом лет на 25 (а потом наступит коммунизм, но он не случился, и потому стоят они до сих пор, почти век). Что за проект, кто его разрабатывал, мы не знаем.
Тротуары в районе ЦЛПБ мостили плиткой, а дорогу – булыжником. Да-да, в середине ХХ века в Коломне еще строили булыжные мостовые!
Дома двухэтажные, с деревянными лестницами и перекрытиями. На некоторых есть балконы. Квартиры были коммунальные – на двух – четырех хозяев, с общими кухней и уборной. Ванных не было, их делали потом. Каждый такой дом был обнесен низким фигурным палисадником, но от времени и дождей они повсеместно разрушились. Судя по газетным публикациям того времени, строительство поселка продвигалось медленнее, чем хотели, до войны не успели закончить, а достраивали уже после, вплоть до 1950-х годов. Тогда же и благоустраивали: мостили тротуары плиткой, а дорогу – булыжником. Да-да, в середине ХХ века в Коломне еще строили булыжные мостовые!
Строили пленные немцы и заключенные
Юрий Никандров, пенсионер, ветеран ЗТС, детство провел в поселке ЦЛПБ. Его воспоминания относятся к послевоенному времени: «В то время пленные немцы устанавливали оборудование на ЗТС и ходили без охраны. Мы, маленькие, все бегали и кричали им: «Гутен морген, гутен таг!» Немцы делали у нас тротуар. Тротуарную плитку я еще несколько лет назад видел – насколько из мелкой плитки сделали хороший тротуар, он чуть ли не до недавнего времени простоял. А улицу Суворова мостили наши заключенные, их охраняли с оружием и собаками…
Котельная у нас была – потом там сделали спортивный зал Школы академической гребли, продовольственный магазин был на улице Олега Кошевого.
Как жили? У нас была квартира на втором этаже, комната 12 или 14 метров. Соседями нашими были артисты по фамилии Постниковы, они играли в оперетте. Так как бабушка жила в деревне, мы всегда зимой держали кадушку квашеной капусты, в общем коридоре стояла. И картошку привозили из деревни, тоже стояла в коридоре. И все соседи брали, это не возбранялось. Взаимовыручка была. По нынешним временам это были необыкновенные отношения. С ребятами, с которыми вместе рос, до сих пор общаемся. Помню, как ходили за Озерскую ветку в Бочманово за яблоками, покупали за копейки».
Потому что нет своей истории...
Сейчас нет булыжной мостовой. Старые дома потихоньку разрушаются, кое-где на их месте возвели новые. В этом году здесь построено новое современное здание школы № 21. Но с тех пор, как в Коломне началась массовая многоэтажная застройка, отсюда стремились переехать – ЦЛПБ всегда представлялся какой-то окраиной, задворками Коломны, хотя расположен не так далеко от центра, и с транспортной доступностью неплохо – с конца 50-х годов здесь ходят трамваи. Только район все равно какой-то грустный, необжитой. Одна из версий – это потому, что у него нет своей истории, построен был в чистом поле, между деревнями. Нет «гения места», который мог бы придавать этому поселку свой неповторимый колорит. А может быть, все гораздо проще – старые, разрушающиеся дома никогда не будут выглядеть веселыми и нарядными. Ремонтировать их нет смысла – свой небольшой ресурс они уже давно и многократно исчерпали. Вот и ждут часа, когда их снесут и построят новые. Возможно, тогда это место преобразится.
Строились дома с расчетом лет на 25. Но они до сих пор стоят, почти век...
Ася ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото: Александр ВИТИН/Медиахолдинг «Ять»
При подготовке материала были использованы исследования историков Е. Ломако и В. Кириченко