Командир коломенского поискового отряда "Суворов" Ольга Стружанова рассказала корреспонденту "Ять" об экспедиции, проходившей этой осенью, - как всегда эмоционально, словно заново переживая те события.
"Потыркушка"
Еще были найдены 6 подписанных вещей (бойцы подписывали ложки, котелки, манерки) и на них были прочитаны две фамилии - Г.В. Назаров, А. Колосенко.
"Мы эту экспедицию назвали "потыркушкой", - говорит Ольга Стружанова. - Потому что металлоискатели даже не расчехляли, искали щупами: потыркаешь щупом - и прямо под дерном они лежат... Даже так было: иду вечером в лагерь, щуп в руках, местному жителю рассказываю, как однажды в Гайтолове (сейчас урочище, во время войны - деревня - прим. ред.) подняли бойца - ткнули щупом в край окопа и наткнулись на кость. И только сказала - у меня щуп втыкается в кость. Разгребаю дерн - боец. Это был как раз последний день Вахты памяти.
И ведь на Невском пятачке такое множество поисковых отрядов работало, что мы раньше туда и не совались. И все равно верховые (на профессиональном сленге поисковиков - это бойцы, которых находят прямо под дерном, не глубоко в земле - прим. ред.) лежат".
"Вы живете на кладбище"
В отряд местные жители принесли несколько косточек, рассказали, что в частном секторе прокладывали водопровод, рыли траншею - и вот, нашли. В одном из домов, куда заглянули поисковики, хозяйка подтвердила: да, года два назад было такое, вон и косточки остались.
Останки два года хранились в рваном пакете прямо на улице: женщина не знала, куда их деть. Но покопать на своем огороде поисковикам разрешила. И под грядками с огурчиками-помидорчиками по весне подняли ребята 20 бойцов. А этой осенью продолжили. Прямо возле дома.
"Из дома выходишь, приступочки заканчиваются – вот тут мы и подняли четверых, – рассказывает Ольга Стружанова. - То есть они всю жизнь ходили через этих бойцов в огород. Огурчик сорвать, лучок..."
К сожалению, дальше работать хозяйка не дала - запереживала, что порушат ее клумбы. А ведь больше 70 лет назад по этим огородам проходили две боевые траншеи. И в них до сих пор находят не только бойцов, защищавших эту землю, но и весьма опасные предметы - гранаты, полные подсумки патронов...
"Кто-то понимает, дает копать, - говорит Ольга Стружанова. - А кто-то говорит: у нас ничего нет. Особенно "ничего нет" у владельцев дорогих домов. Мы в таких случаях говорим: нравится на кладбище жить - живите, но когда-нибудь придет время, и вы поймете, что так нельзя. Я думаю, что та женщина тоже созреет".
"Я туда, как в шахту, уходила"
Под полом, на глубине всего 50 см, тоже оказался окоп. Из него поисковики подняли троих бойцов. "Окоп уходит дальше, под пол, где сейчас живут овцы, – рассказывает Ольга Стружанова. - Я туда, как в шахту, уходила: надо мной висела стена, было страшно, что все рухнет на меня - такие случаи бывали, поисковики погибали, если не успевали их откопать. Но главное, что хозяева очень обрадовались нашей находке, весной нас опять позовут, когда вторую половину сарая расчистят. Ребята здесь лежат - как будто новобранцы, только на фронт приехавшие: у всех по четыре карандаша, даже не использованных ни разу, фрагменты конвертов - без адресов, значит, даже писем не успели написать..."
Латышский стрелок и немецкие асы
А на Невском пятачке коломенцы наткнулись на двух летчиков-бомбардировщиков: судя по знакам отличия, найденным при них, это были асы. Останки "суворовцы" передали Народному союзу Германии.
Боец вернется в Крым
Участвовали "суворовцы" и в военно-исторической реконструкции боя: лихой морской пехотой, прозванной немцами "черной смертью", выходили из воды и громили врага! Провели уроки мужества для детей-сирот из Павлова-на-Неве, для юнармейцев из Санкт-Петербурга. Для ребят не только устроили выставку найденных предметов, которые сопровождали бойцов в их военной жизни, но и дали самим попробовать искать и поднимать останки.
А в ноябре один из найденных "Суворовым" бойцов, Григорий Дементьевич Коваленко, вернется домой. Его останки поисковики повезут в Крым, в Симферополь, где проживал до войны с мамой призванный на фронт 20-летний парнишка. К сожалению, родственники его не найдены, хотя известно, что жил он на улице Луговой, дом 28. Но, быть может, кто-то из близких все же узнает о возвращении бойца на родину.
Самолет нашел охотник
Местный охотник принес членам отряда, живущим в Питере, фрагменты самолета, среди которых оказался маленький лючок с номерами боевой машины. По архивным данным, самолет не вернулся с боевого задания 8 мая 1943 года. Его стрелок выпрыгнул с парашютом, через два дня попал в плен и вернулся только в 1945 году. А пилот погиб и остался в питерских лесах.
Как выяснилось потом, его года два назад уже пытались найти. Другой отряд обнаружил самолет, также установил его судьбу, но погибшего пилота не нашел. "Суворовцам" же на это потребовалось минут 40.
Он лежал в пяти метрах от самолета, в подвесной системе, и рядом лежали его шлем и очки, ранец от парашюта.
Этой осенью пилот Николай Константинович Алтынов, 1915 г. р., старший лейтенант 872 ШАП 281 ШАД 14 ВА, награжденный орденом Красного знамени, вернется на родину, в Ярославскую область. Так решили его внуки.
P. S. Поисковый отряд "Суворов" выражает благодарность Константину Львову - человеку, который никогда не отказывает в помощи, будь то изготовление фотографий на памятники погибшим или предоставление транспорта для перевозки останков бойцов на малую родину.
Фото из архива отряда "Суворов"