Весной этого года семь начинающих фермерских хозяйств Коломенского района получили гранты. KS выяснила, как работают гранты и как работается получившим их фермерам.
Грант по конкурсу
Гранты субсидирует федеральный бюджет, однако в каждом регионе действует собственная программа поддержки фермеров, в рамках которой могут быть предусмотрены дополнительные выплаты.
Грант может быть потрачен только на оговоренные цели, в частности:
• приобретение земли;
• разработка проектов и строительство хозяйственных и подсобных помещений;
• строительство дорог на территории хозяйства;
• подведение коммуникаций;
• приобретение сельхозтехники и транспорта;
• приобретение животных и посадочного материала;
• приобретение удобрений и химикатов.
Грант начинающему фермеру предоставляется только один раз.
Петр Большеков и его плодово-ягодный сад
Сад расположится на 2,38 га, но этой осенью Петр Большеков высаживает деревья пока на одном гектаре, который успел уже обработать. Остальную площадь планирует "довести до ума" следующей весной и осенью. Фермер предполагает, что в саду будут расти яблони, груши, сливы, вишни, крыжовник, жимолость, все виды смородины и, возможно, еще что-то.
– С чем связан выбор именно садоводства, а не овощеводства, например?
– Картофелем я тоже занимался, – объясняет Петр Большеков, – я в фермерстве с 1993 года. Была, правда, пауза, но потом я снова вернулся к земле, потому что всегда считал себя аграрием. По всей стране идет возрождение садов. Отчасти этому способствовали санкции: отечественный производитель теперь имеет больше шансов попасть на фруктово-ягодный рынок. И у меня уже есть наметки на сотрудничество в плане сбыта продукции: веду переговоры с хозяином сети общественного питания в Коломне, который владеет несколькими точками – буфеты, столовые, кафе.
– Почему вы решили сажать не моносад (яблоневый, например), а смешанный?
– Это выгоднее с коммерческой точки зрения и удобно технологически - из-за удлиненного периода уборки. Начинают созревать кустовые ягоды - значит, уже пошло движение финансов, можно выплачивать зарплаты, планировать траты на будущее. Так и идет дальше: разные виды плодов и ягод, разные сорта созревают в разное время. Примерно по 40% сада будут составлять осенние и зимние сорта, так как они экономически более выгодны, и 15 - 20% - летние сорта.
– Какие сорта вы сажаете?
– Что касается яблонь, это будут "Лобо", "Богатырь" - из поздних, "Яблоневый Спас" - из летних, "Елена" - ранний летний сорт, осенне-летний "Татьянин день", "Орлик" - в общем, классический набор с некоторыми добавлениями.
– Когда они начнут плодоносить?
– Рассчитываю, что через три - пять лет, поскольку мы сажаем и деревья-трехлетки, и двухлетки, и однолетки.
– Питомник, в котором закупали саженцы, вы выбирали сами или он рекомендован по условиям гранта?
– Выбирал сам с опорой на опыт соседа: в Ильинском прошлой осенью тоже был заложен сад по гранту, там мне и порекомендовали питомник "Садко". Я посмотрел, как чувствуют себя посаженные деревья через год, мне все понравилось.
– В вашем фермерском хозяйстве есть сотрудники?
– Есть компаньон - у него собственный проект по зерновым, и мы друг другу помогаем: подошло время уборки - я работаю вместе с ним, надо сажать мне - он работает со мной.
– С какими-то трудностями уже пришлось столкнуться?
– В сельском хозяйстве сплошные трудности, - улыбается фермер. - Но все они преодолимы, нужно время и желание.
Александр Суслин и его молочное хозяйство
– По гранту мы уже закупили восемь голов, – рассказывает А. Суслин, – еще четыре будем докупать позже, чтобы избежать синхронизации и обеспечить круглогодичные равномерные надои. В серьезных племенных хозяйствах в этом направлении ведется серьезная работа, мы тоже стараемся это делать. Тем более что мы приобрели семь голов племенных нетелей, занесенных в кадастр племенного скота, с родословными, класса "элита рекорд". Так что сейчас у нас одна первотелка дает больше молока, чем давали две моих коровы. Это позволило мне провести оптимизацию стада, и сейчас у нас четыре дойные коровы, а в конце года ожидаем четыре отела. По бизнес-плану собираемся довести поголовье молочного стада до 20 коров. Кроме того, у нас есть телята, бычки на откорме и бычок породы джерси, которому мы готовим пару – собираемся вывести полукровку для улучшения качества молока.
– Вы продаете только молоко?
– Как раз улучшение качества молока и позволит нам расширить ассортимент кисломолочной продукции, выйти на более широкий сбыт. Пока же мы занимаемся адресной доставкой молока и молочной продукции. Есть ряд нормативов и правил для продажи через торговую сеть, которые я на данном этапе не могу выполнить. Например, фасовать в литровую тару могу, но не могу продавать продукцию в непастеризованном виде. Для этого надо покупать пастеризатор. А это деньги, которых в хозяйстве сейчас нет: нам еле-еле хватает на первоочередные нужды. Банки категорически отказываются работать с такими клиентами, как я. Мне не дают кредит на новый трактор, поскольку я не проработал в статусе фермера год. Банк хочет сначала убедиться, что у меня есть доходы, а потом дать деньги. Но если бы у меня были сейчас доходы, мне не был бы нужен кредит. А без трактора в хозяйстве как без рук. И получается замкнутый круг.
– Как же вы выходите из положения?
– Приходится брать старую технику, самому ремонтировать. Я сотрудничаю с одним луховицким фермером, он снабжает меня сеном. Вот он успел взять трактор в лизинг, а сейчас такая программа, насколько я знаю, уже не действует.
– На деньги гранта технику возможно купить?
– По условиям гранта все 1,5 млн я могу потратить только на покупку племенного скота. Но на свои средства кое-что мы все-таки приобретаем. Например, купили доильную установку. Пробурили скважину автономного водоснабжения. Занимаемся благоустройством коровника: утепляем стены, будем устанавливать инфракрасный обогрев – он отличается тем, что не греет воздух, но греет тело. Многие племзаводы рекомендуют его использовать, так как животным не так страшен холод, как сквозняки и сырость.
– Проблем с кормами у вас не возникает?
– Сейчас у нас корма покупные на 100%. Но надеюсь, что в следующем году будут уже свои, это сразу сильно повысит рентабельность хозяйства. Мы оформили в аренду земельный участок 26 га, будем его осваивать. Сейчас для заготовки кормов у нас есть практически все, кроме телеги.
– В вашем хозяйстве есть наемные рабочие?
– Пока работаем, в основном, с женой. На испытательном сроке у нас одна работница, и еще один парень должен вот-вот прийти. У нас есть двое взрослых сыновей, но фермерским хозяйством они не интересуются. Я считаю, что это дело времени: рано или поздно они придут в семейное дело и принесут тот опыт, который накопят на своих нынешних должностях. Без сотрудников нам не обойтись: я устаю к концу дня неимоверно. Держит только то, что я занимаюсь любимым делом. Я ведь сам городской, в совхоз в свое время переехал с супругой, поскольку здесь предоставляли жилье. Поначалу было тяжело. А потом произошла переоценка ценностей: я понял, что это мое, потихоньку меня затянуло, и в город сейчас не заманишь. Да, нам катастрофически не хватает времени, техники, денег. Но зато мы чувствуем поддержку: в сельхозотделе администрации района нам всегда идут на встречу, особенно Наталья Егорова. Глава района Андрей Ваулин за нас просто горой встает. Так что, думаю, перспективы у нас, несмотря ни на что, неплохие.
Анна Жумалинова и ее необычные коровы
Весной Анна получила грант на закупку молочного стада. Приобрела 10 племенных коров породы бурая швицкая, которые уже дают молоко и приносят телят. В планах - увеличить дойное стадо до 25 голов.
– У швицов особенное молоко, – рассказывает Анна Жумалинова, – оно жирное, плотное, кремового цвета, очень вкусное, выход творога из него больше. Швицов в Россию в XVIII веке завезли, и тогда они считались коровами для богатых. Они дают не так много молока, как, например, коровы голштинской породы (черно-пестрые), но оно более густое, более жирное и вкусное. Простые люди не могли позволить себе такое.
Анна планирует не просто продавать молоко, но и завести собственную сыроварню – делать сыры твердых сортов, и уже делает первые шаги в этом направлении.
– Сбыт продукции у вас уже налажен?
– Пока продаем частникам, раскладываем объявления в почтовые ящики в городе. Сайт свой сделали. На большую рекламу нам пока не хватает денег - это очень дорого стоит.
– А если продавать через магазины?
– Это тоже очень дорого - продукт будет стоить безумных денег. Сейчас мы продаем молоко, как говорится, со двора, что обходится нам в 200 рублей за 10 дней - такова цена справки из ветклиники. А в коломенском Центре стандартизации и метрологии нам сказали, что задекларировать один продукт (мы собирались продавать через магазин сметану и творог) стоит 5000 рублей в месяц. И еще 5000 в месяц уйдут на обслуживание Центром нашей молочной кухни. Такие суммы может себе позволить только крупное предприятие. Даже когда у меня будет 25 голов, это будет нерентабельно. Нам привели в пример фермерское хозяйство в Луховицком районе: они задекларировали три магазина в Москве и два в Луховицах. На своем сайте они сообщают, что у них 18 коров и они обеспечивают молоком по 45 рублей за литр все свои магазины.
Давайте посчитаем. Даже если это суперкорова, которой не надо телиться и она дает каждый день по 30 литров - это 540 литров на 18 коров, или 24 300 рублей в день. А чем же эти коровы питаются? У нас сено стоит 4,5 рубля за 1 килограмм самое малое (если оптом), зерно (в розницу, так как большие объемы хранить мелким фермерам негде) минимум 10 рублей за 1 килограмм. Дойной корове нужно 5-6 килограммов зерна и 40 килограммов сена в день. На 18 коров это выходит 4320 рублей в сутки. Прибавьте плату за воду, электричество, зарплату рабочим, стоимость разрешительных документов... Невольно задаешься вопросом, что же это за дешевое молоко такое?..
– Другие проблемы в хозяйстве есть?
– Как у всех фермеров – с сотрудниками. По условиям гранта нам надо создать три рабочих места. Сейчас у нас на испытательном сроке местные жители. Но найти тех, кто хочет работать на ферме, большая проблема. За постперестроечное время людей отучили работать. Человек, даже не имея образования, хочет быть руководителем и получать большую зарплату, а физической работы не только боится, но и презирает ее. Немножко нездоровое у нас общество, и пока оно выздоровеет, пройдет много времени.
– Администрация поселковая и районная вам помогает?
– Всегда помогают, чем могут. Никогда мы отказов не слышали. Например, районная администрация помогла нам найти участок для пастбища – 32 га, за 3 километра отсюда. Нам, конечно, хотелось бы поближе, но здесь вся земля уже скуплена, хотя зачастую и не используется, а то, что продается, стоит очень дорого. Нам же владелец участка переуступил права аренды, это значительно дешевле, тем более что сейчас еще и вырос налог на землю, которая находится в собственности. Я думаю, что в конце концов все у нас получится – надо только не сидеть на месте и рассуждать, а дело делать.
врезка
•гражданин РФ трудоспособного возраста;
•являющийся главой КФХ (крестьянского или фермерского хозяйства), зарегистрированного менее 24 месяцев;
•имеющий соответствующее образование или опыт работы в сельском хозяйстве не меньше трех лет.
Для получения гранта глава КФХ должен иметь:
•бизнес-план;
•план расходов с указанием планируемого для приобретения имущества или услуг (с ценами и источниками финансирования);
•собственные средства в объеме не менее 10% от суммы гранта.
Обязательные условия использования гранта:
•создание трех и более рабочих мест (кроме сезонных рабочих и главы КФХ);
•после получении гранта КФХ должно работать не менее пяти лет;
грант необходимо израсходовать в течение определенного времени и только на оговоренные цели.
Принт-версию читайте в ближайшем выпуске газеты "Ять".