Весна – это не только яркое солнце, чириканье птиц и долгожданные ручьи, но еще и очень горячая пора для учеников 9 – 11 классов. Особенно тех, кто завершает школьный этап обучения и готовится сдавать выпускные экзамены. Ключевой фактор успеха на ОГЭ и ЕГЭ – это, конечно, качественная подготовка. Но есть нюансы, которые могут сыграть злую шутку на итоговом испытании. Мы спросили у выпускников, как они готовятся к этому важному этапу в своей жизни и что помогает им справиться с переживаниями.
«Не нужно откладывать на завтра»
Полина Пантелеева, ученица 11 химико-биологического класса гимназии № 8, призер и победитель различных профильных олимпиад:
«Подготовка проходит усиленно: много заданий, тренировок, много всего нового каждый день. У всех нас индивидуальный график – мы ходим только на те предметы, которые нам предстоит сдавать. У меня это химия, биология, математика и русский язык. В школе мы отрабатываем пройденный материал и изучаем новый – это удобно и полезно.
После уроков я занимаюсь дома самоподготовкой. Конечно, времени на все это уходит очень много – у меня сейчас нет выходных. Для себя я поняла, что очень важно каждый день решать варианты ЕГЭ. Предметы, в которых большой объем материала – такие, как биология, нужно не зубрить, а запоминать. Активизировать все виды памяти – зрительную, слуховую, моторную – писать конспекты. Необходимо это делать каждый день. Что касается таких предметов, как математика и химия, то здесь важно разобраться, а потом просто решать варианты. Ну, а к русскому языку, я считаю, можно подготовиться еще в 10 классе – выучить правила и потом тоже выполнять задания по КИМам (контрольно-измерительным материалам).
А еще я поняла, что ничего не нужно откладывать на завтра. Поэтому у меня есть график, где все расписано, и он висит над моим столом».
«Придумываю себе лайфхаки для запоминания»
Дарья Воробьева, ученица 11 социально-гуманитарного класса гимназии № 8, победитель регионального этапа ВсОШ по русскому языку, призер по истории и обществознанию:
«Очень помогает индивидуальное расписание. Я хожу на русский язык, английский язык, историю и обществознание. И это не обычные уроки, где нам рассказывают общую информацию, они направлены на подготовку к экзаменам, мы разбираем темы, которые нам могут встретиться. Кроме того, шесть раз в неделю я занимаюсь в онлайн-школе по истории, там дают много полезной информации – термины, конспекты. Многие не считают нужным писать конспекты, но для меня это хороший способ запомнить материал, потому что, когда пишешь, ты еще и структурируешь это, выделяешь важное. Еще я придумываю себе лайфхаки для запоминания: придумываю аббревиатуры или ассоциации, сложные термины и фамилии делю на короткие слова – так легче запомнить.
По английскому языку я занимаюсь с репетитором в группе, потому что для изучения языка важно общаться. По обществознанию тоже есть репетитор. Мы больше занимаемся практикой, оттачиваем формулировки. Вообще, вся информация в ЕГЭ по обществознанию берется из учебника, но есть такие темы, которые требуют более глубокого изучения.
В этот последний год я для себя поняла: и к ЕГЭ, и к олимпиадам нужно готовиться заранее, тогда и подготовка, и результат будут наиболее качественными».
«Без дополнительных занятий не справиться»
Матвей Лебедев, ученик 11 социально-гуманитарного класса гимназии № 8, призер ВсОШ региона по истории:
«В будущем я хотел бы стать политиком. Думаю, что сейчас есть потребность в хороших управленцах, профессиональных хозяйственниках, главах городов… В приоритете для поступления у меня РАНХиГС или РЭУ им. Г.В. Плеханова. На выпуском экзамене буду сдавать три предмета по выбору - историю, обществознание и английский. Ко всем этим дисциплинам я с детства относился трепетно и с большим интересом, особенно к истории. Основную подготовку к ЕГЭ я начал с 10 класса. Она включает в себя дополнительные занятия с репетиторами по всем трем предметам. Также я читаю много дополнительной литературы, слушаю лекции и вебинары, которые проходят в онлайн- и офлайн-форматах, решаю пробники по ЕГЭ. Самая большая сложность в том, что некоторые критерии оценивания ЕГЭ не до конца понятны, очень жесткие, и многое зависит от варианта, который достанется. Можно, наверное, обойтись без репетитора, но если стоит задача получить высокие баллы, то без дополнительных занятий, думаю, не справиться. В школе дают хорошую базу, но репетиторы помогают значительно ее расширить, углубленно заходить в предмет и отработать структуру ЕГЭ. Свободного времени у меня почти не осталось. Я оставил себе один выходной в неделю. До 11 класса я занимался горными лыжами, но сейчас вынужден прервать тренировки, так как стало совершенно не до спорта».
«Самый страшный враг - это волнение»
Алина Буянова, ученица 11 гуманитарного класса гимназии № 8, призер региональной олимпиады по МХК:
«Активно начала готовиться к экзаменам в 11 классе, поскольку много сил и времени тратила на подготовку к олимпиадам различных уровней, в том числе всероссийским. Победа в олимпиадах дает дополнительные баллы при поступлении в вуз, а если удастся пройти в заключительный этап всероссийской олимпиады, то можно поступить в вуз без конкурса. К сожалению, на заключительные этапы я не прошла, но никогда не теряла надежды и всегда с интересом участвовала в состязаниях. Участие в олимпиадах вовсе не мешает учебе и подготовке к ЕГЭ, потому что при подготовке к олимпиаде приходится много учить, читать, запоминать. Эти знания тоже нужны на ЕГЭ. Подготовиться к ЕГЭ мне помогают репетиторы. Кроме этого, подтягиваю свои знания в онлайн-школах и, конечно, занимаюсь сама. Самый страшный враг - это волнение».
«На ЕГЭ важно сконцентрироваться»
Андрей Форналь, ученик 11 информационно-математического класса гимназии № 2 «Квантор», призер муниципальных и региональных олимпиад по математике:
«Буду сдавать русский язык, профильную математику и информатику. Активно решаю варианты ЕГЭ по математике и информатике, по русскому языку, если честно, занимаюсь не так усиленно. К информатике готовлюсь полностью самостоятельно, а математику помогает подтягивать репетитор. Вторая часть математики очень сложная, поэтому, чтобы получить высокие баллы на ЕГЭ, без него не обойтись. Математика и информатика нужны мне для поступления на специальности, связанные с IT-технологиями. В школе на уроках и факультативах сейчас решаем много вариантов ЕГЭ. Я очень недоволен тем, что за два месяца до ЕГЭ по информатике из перечня используемого стандартного программного обеспечения исключен школьный алгоритмический язык и среда программирования КУМИР. Сейчас в короткие сроки надо перестраиваться. Самое сложное для меня на ЕГЭ - сконцентрироваться. За последние два месяца я только один раз смог выйти погулять. В школе семь уроков, потом прихожу, делаю домашнее задание и сажусь решать пробники по ЕГЭ».
«Рассчитываю только на свои силы»
Александра Сафонова, ученица 11 физико-математического класса гимназии № 2 «Квантор», призер муниципальной олимпиады по математике и обществознанию:
«К ЕГЭ начала готовиться в 10 классе. Сначала подготовка давалась тяжело, но сейчас у меня есть система, которой я четко следую. Занимаюсь сама, без репетитора, решаю множество вариантов ЕГЭ. Опираюсь на школьную базу - учителя в нашей гимназии дают хорошие знания. А если что-то непонятно, смотрю в интернете, как решать задания. Надеюсь, что справлюсь. Конечно, волнение присутствует, но главное - верить в себя. ОГЭ в 9 классе я написала на «четыре» и «пять» без помощи репетиторов. Настраиваюсь на такой же результат на ЕГЭ».
Ольга БАЛАШОВА, Ася ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото: Елена СОМОВА/Медиахолдинг «Ять»,
личный архив респондентов