К началу ХХ века город Коломна очень отличался от того, что мы знаем сейчас. И дело тут вовсе не в современных зданиях, хотя они тоже сильно повлияли на его облик. Территории, которые мы привыкли считать городскими, в то время были либо деревнями и пустошами, либо вовсе чистым полем или даже лесом.
Начало ХХ века – конец 20-х годов: Митяево, Боброво и Поповка
Направление роста города в сторону реки Оки вдоль Астраханского шоссе задал, конечно, Коломенский завод. В 1915 году в черте города были уже две слободы: Митяево и Ямки. В 1917 году было объявлено о присоединении к Коломне села Боброво с землями. Исторически село Боброво располагалось вдоль берега Москвы-реки (его центр был приблизительно в районе современного инженерного корпуса Коломенского завода). Сейчас о селе Боброво напоминает лишь топоним «Бобровский парк». Присоединили также местность Поповка по обеим сторонам железной дороги, район Новой стройки, расположенный на городских пахотных участках, где со второй половины XIX века селились в основном рабочие Коломенского завода. Правда, официально это утвердили лишь десятилетие спустя, да и то не сразу. Окончательное присоединение Боброва, Поповки и Новой стройки юридически было оформлено в 1927 году, и южная граница Коломны фактически достигла станции Голутвин и Бочмановского шоссе.
Евгений Ломако, кандидат исторических наук: «Поповка – это довольно обширная территория по обеим сторонам железной дороги. Сейчас на месте Поповки автовокзал в Голутвине, ТЦ «Кадо», территория Голутвинского рынка и частично «Мосэнерго». На месте кладбища Поповки построены заводские корпуса».
30-е годы
В самом конце 1931 года вышло постановление Президиума Мособлисполкома о включении в границы города сел Бочманово, Протопопово, Малое и Большое Колычево, Подлипки, Городищи, Сандыри, Семибратское, Сычево, Лысцево и территории Старо-Голутвина монастыря. Таким образом закладывался вектор развития города на долгие годы.
Но в 1932 году решение областной организации было уточнено Всероссийским центральным исполнительным комитетом: так Большое Колычево, Семибратское, Лысцево и Сычево остались самостоятельными и по сей день. Границы города сейчас вплотную приблизились к деревне Сычево, до которой можно доехать на трамвае.
Застройка новых территорий
В 1925 - 1929 годах возникает поселок Левшина – ряд двухэтажных домов от современного Мемориального парка в сторону Голутвина до Колхозной улицы, они стоят и по сей день. В 1929 году возводится и новая школа в модном тогда стиле конструктивизма, сейчас известная как гимназия № 9. Еще 1930 году в том же стиле строится здание Единого диспансера – сейчас поликлиника № 1, она дала начало больничному городку. В 1931 году возводится Учебный комбинат (сейчас это здание делят Коломенский политех и колледж «Коломна», а когда-то там размещалась и школа № 20), в 1934 году – Дворец культуры Коломенского завода (ДК «Тепловозостроитель»). В 1936 году строится школа № 22 – сейчас коррекционная школа «Надежда». Замыкают это великолепие знаменитые «директорские дома» – «сталинки» по улице Октябрьской Революции – тогда улицы Шоссейной. Облик этой части города окончательно складывается – и пространственно, и стилистически.
Эта странная аббревиатура – ЦЛПБ
В это же время, в 1932 году, на Коломенском заводе создают Центральное локомотивно-проектное бюро, сокращенно ЦЛПБ. Но это тема для отдельного разговора.
Евгений Ломако: «За каких-то пять лет, с 1927 по 1932 год, территория Коломны начала представлять собой то, что мы привыкли видеть сейчас. Происходит формирование новых районов города (мы все хорошо знаем, что историческая часть получила неофициальное, но очень популярное до сих пор название «Старый город», а еще в 70-е годы его чаще называли просто «город», памятуя, что все остальное – новые территории – прим. ред.)».
Елена СОМОВА
При подготовке материала использованы исследования историка В. Кириченко
Фото: Александр ВИТИН/архив Медиахолдинга «Ять»