Коломчанка Галина Шубина поделилась впечатлениями от путешествия в Фанские горы.
Крыша мира
Есть версия, что слово «Памир» именно так и переводится. И да, название это он оправдывает. Убедиться можно, проехав по Большому Памирскому тракту Горно-Бадахшанской автономной области – это одна из самых высокогорных дорог в мире, построенная в конце XIX века для военных нужд (как и большинство дорог в горах). В процессе путешествия вы преодолеете несколько перевалов: Хабурабад (3720 м), Ак-Байтал, что переводится как «Белая лошадь» (4655 м, самый высокий) – у любого дух захватит. Вас ждут удивительные рассветы и закаты в горах, ледники Гиндукуша, горячие источники, древние крепости Великого шелкового пути… А ночью вам будет светить Млечный путь, который здесь, в горах, окажется неожиданно близким. Вам обязательно встретится поселок Мургаб, самое высокогорное поселение человека на территории бывшего СССР – 3612 м над уровнем моря. Стоит посетить и буддийское хранилище реликвий.
Юго-западный Памир иначе называется Фанскими горами, или просто Фаны, возможный перевод - «дающие золото». Действительно, золотые месторождения здесь встречаются.
До Мутных озер рюкзаки и снаряжение можно довезти на осликах. За отдельную плату, разумеется.
Нетуристический маршрут
Это значит, что он не заезжен, здесь мало туристов, а значит, нет и того, что бывает во всяких туристических местах: дороговизны и «клюквы», которая подается только для этой публики. Все, что вы встретите здесь, будет самым настоящим. Интересно, что среди посещающих Памир большинство - из дальнего зарубежья, а русских очень мало. При этом мы с вами в выигрышной ситуации: у нас нет языкового барьера – здесь почти все говорят по-русски, по крайней мере, в больших городах.
Местный быт, еда и нравы
Таджикистан – страна с замечательной природой и фантастическими, иногда прямо-таки марсианскими пейзажами, с огромным туристическим потенциалом, но, как это часто бывает, с совершенно неразвитой туристической инфраструктурой. Особенно в горах, где до ближайшего магазина порой надо добираться несколько километров пешком.
Самый распространенный вариант ночлега – у местных. При этом чаще всего ночлег и еда бесплатны, хотя население живет очень бедно, но законы гостеприимства реально действуют. Впрочем, отблагодарить хозяев вполне можно, и они не будут против. Но если вы собираетесь ночевать в кишлаке у местных, учтите, что комната в доме одна, и спят в ней и мужчины, и женщины вместе. Кровати расположены вдоль всех четырех стен, сплошь. На ночь на них стелют постели, утром убирают, и они служат столом. Одеяла и подушки для гостя всегда найдутся, но если вы придирчивы к гигиене, берите свой спальник.
Все удобства, разумеется, только на улице, в том числе и вода. Купаться можно в речке, а вот принять душ получится только по возвращении в город. Народ в горах живет бедно, основная еда – плов из яка, фрукты, лепешки и чай, но вкусно. А еще курт – круглые сушеные шарики, кисломолочный продукт, что-то вроде сыра или творога. Курт бывает вареный и сушеный, сладкий и соленый, пастообразный и очень твердый. В общем, он заменяет и десерт, и перекус на все случаи жизни.
А по горам ходят яки. Як для местных жителей – это все: мясо, молоко, шерсть, кожа и… топливо. Да, при отсутствии деревьев единственный источник тепла в горах – лепешки яка, которые прекрасно горят.
Алаудинские озера
Крепости и другие достопримечательности
Крепость Ках-Каха расположена над рекой Пяндж, на огромной скале. Построена во II веке до н. э., служила в качестве оборонительного сооружения до VII века нашей эры. Сегодня от огромной крепости остались руины, но и по ним видно, что некогда это было серьезное фортификационное сооружение с 56 башнями.
Крепость Ямчун – неприступный замок высоте 3000 м над уровнем моря. Красивый форт, стены и башни которого сложены из разных камней с применением древесины, также находится в долине реки Пяндж, точнее на высоте почти полкилометра над ней. Построена в III веке до н. э. Другое ее название Кафыр-кала – «крепость неверных», т. к. по легенде она была построена каким-то пришлым народом.
Отдельный вид достопримечательностей представляют собой озера: невозможного цвета, иногда прямо марсианские. Но любители поплескаться разочаруются – они холодные.
Перевал Алаудинский, 3720 м. Набор высоты 970 м - как на 340-й этаж с рюкзаком и без лифта.
Галина Шубина, путешественница: «Когда я увидела фотографии в интернете, первое, что пришло в голову: ну, ребята, нельзя же так бессовестно фотошопить, не бывает в природе озер такого цвета. Я счастливо ошиблась. Бывает.
Небесные Алаудинские, электрик Дюшаха, циан Бибиджаната... Разнообразию памирских оттенков мог составить конкуренцию только туристский «интернационал»:
- Where are you from? - спрашивали нас англичане.
- From Russia.
- Russia? Оh, very glad tо meet you!
Корейца я учила говорить «спасибо» вместо «сапасиба», как выговаривал робот из гугл-переводчика. А еще были немцы, латыши и многие другие.
Миф о невероятной гостеприимности таджиков не миф. Приглашают на чай, арбуз, суп, картошку – что есть, тем и делятся. Накормят, помогут, подвезут, вызовут такси и прочее.
В общем, за время путешествия мой лексикон обогатился еще 20 оттенками синего. А впечатлений и фоток вообще немерено. Короче, ребята, идите в Фаны! Ибо это нужно видеть».
Фото: Галина ШУБИНА