27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда, продолжавшаяся почти 2,5 года.
На протяжении этого времени жители города массово умирали от голода и холода, погибали при обстрелах и бомбежках. Потом оставшиеся в живых получили надежду на спасение. Для кого-то эта надежда так и не сбылась – истощенные люди продолжали умирать и после снятия блокады, для некоторых было уже слишком поздно. Но очень многие, дожившие до этого дня, остались живы. И для них этот день всегда был не только днем радости, но и скорби…
О блокаде говорят и пишут достаточно много. К сожалению, бытует и немало мифов об этой трагической странице в истории Второй мировой войны. Сегодня мы расскажем лишь о некоторых фактах и цифрах.
Блокада не была полной в течение всего периода
900 блокадных дней – это стало устойчивым выражением. Действительно, город оказался в окружении 8 сентября 1941 года, а освободили его 27 января 1944-го – 872 дня. Но прорвали блокаду за год до этого – 18 января 1943 года. Потом жителям города стало легче: улучшились снабжение продовольствием, эвакуация больных и истощенных. Связь с внешним миром по Ладожскому озеру не прерывалась никогда: зимой на грузовиках по льду, в остальное время на катерах. Правда, немцы жестоко обстреливали и бомбили Ладогу, вот почему этот путь прозвали Дорогой смерти. Дорогой жизни ее назовут уже после войны.
Битва за Ленинград стала самой продолжительной в Великой Отечественной войне
С того момента, как войска Германии перешли границу СССР, один из главных ударов был нацелен именно на Ленинград. С первого дня город перешел на военное положение. Всего за 18 дней немцы подошли к Пскову. С битвы на Лужском рубеже (10 июля 1941 года) началась битва за Ленинград. И снятием блокады она не закончилась: датой окончания Ленинградской битвы считается 9 августа 1944 года, когда противник был разгромлен на севере, освобождена Карелия, а Финляндия вскоре вынуждена была подписать с СССР мирный договор и выйти из войны.
Блокадный транспорт
До войны в Ленинграде был очень развит электрический транспорт: ходили и трамваи, и троллейбусы. С началом блокады резко сократилась подача электроэнергии, ее использовали для нужд предприятий, жилые дома и транспорт постепенно отключали от электроснабжения. Кроме того, в результате обстрелов и бомбежек разрушилась большая часть контактной сети. 20 ноября 1941 года в городе остановилось троллейбусное движение: вагоны остановились прямо на улицах, большинство из них впоследствии оказалось разрушено. В декабре постепенно стали отключать трамваи – сначала наименее важные маршруты, затем и остальные. 3 января 1942 года трамваи постигла та же участь, что и ранее троллейбусы: они замерли на городских улицах. Это еще более усугубило и без того тяжелое положение ленинградцев: теперь на работу и обратно истощенные люди добирались по несколько часов, а зима 1941-1942 годов выдалась в этих краях самой холодной за всю историю метеонаблюдений. Она продолжалась полгода: с конца октября до середины апреля, без оттепелей, а в январе температура опускалась до -32ºС! Это стало дополнительным фактором, ускорившим гибель многих людей.
Восстановление движения транспорта тоже происходило постепенно: 15 апреля 1942 года оно возобновилось на пяти маршрутах.
Первый трамвай в блокадном городе люди встречали со слезами. Он шел с Васильевского острова в сторону Купчина. Проходил и через остров Декабристов, который до 1926 года назывался Голодай. Тогда среди ленинградцев возникла горькая шутка:
- Как живешь?
- А как 26 трамвай: по Голодаю и на Волково кладбище…
Блокадный хлеб
Все знают, что блокадная норма на неработающего человека или ребенка составляла всего 125 г на день. Современному человеку это трудно представить, но в СССР был черный хлеб килограммовыми буханками (перед распадом СССР уже 900 г) – вот одна восьмая такой буханки. И часто больше ничего, хотя по карточкам полагались и другие продукты, но они поступали с перебоями, а в декабре 1941 – январе 1942 годов практически ничего, кроме хлеба, не выдавали.
Состав блокадного хлеба: пищевая целлюлоза – 10%, жмых – 10%, обойная пыль – 2%, выбойки из мешков - 2%, хвоя – 1%, ржаная обойная мука – 75%. Использовалась также коревая мука: когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады по ночам, между обстрелами, вытаскивали мешки из воды. В середине мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в корку. Эту корку измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе, например, гидроцеллюлозы: брали отходы древесины и кору дерева, сосновый луб и подвергали их специальной химической обработке.
Кстати, за хлебом и другими продуктами нужно было не только отстоять очередь (в самые тяжелые дни они иногда растягивались на несколько суток), но и заплатить деньги – многие почему-то думают, что ленинградцев кормили бесплатно. Хотя деньги в блокадном городе очень обесценились: процветал натуральный обмен.
Константин ТИЩЕНКО