Коломна – наш любимый, старинный и хорошо знакомый город. Те, кто вырос здесь, хотят все время сюда возвращаться, даже если сейчас живут в других прекрасных уголках планеты. Те, кто приехал в Коломну взрослым, чаще всего говорят, что искренне полюбили ее. Есть люди, выросшие в других местах, но считающие себя коломенцами. При этом нам кажется, что история любимого города нами полностью изучена. Все знакомо, исхожено, все мифы и легенды давно разложены по полочкам и могут удивить разве что туристов. Но часто бывает так, что хорошо знакомое вдруг преподносит сюрпризы, и Коломна не исключение. Мы поговорили с доктором исторических наук, президентом ГСГУ и почетным гражданином Коломны Алексеем Мазуровым и вот что узнали.
Ровесница Москвы?
Знаете ли вы, когда точно был основан наш город? Скажете: да любого школьника среди ночи разбуди, ответит: в 1177 году. Не торопитесь. Несмотря на то, что дни рождения считаются от этой даты, все же это год упоминания Коломны в Лаврентьевской летописи.
Доктор исторических наук, президент ГСГУ, почетный гражданин Коломны Алексей Мазуров: «Действительно, Коломна впервые упомянута в 1177 году, точнее, в январе 1177 года. Но упомянута она как уже существующий город, значит, основан он был раньше. А вот насколько – это вопрос: на 10, 15 или 25 лет. Одно мы можем сказать с уверенностью: они с Москвой примерно ровесники».
Где зародился город?
У места впадения Коломенки в Москву-реку, это же все знают. Но, оказывается, так было не всегда. До раскопок 1935 года таким местом считались нынешние Городищи.
Алексей Мазуров: «Название этого села происходило от древнего городища, которое находилось на берегу Москвы-реки, за нынешним небольшим Городищенским кладбищем. Тогда считали, что и церковь Иоанна Предтечи – действительно, самая древняя из сохранившихся не только в Коломне, но и во всей Московской области, основана великим князем Владимирским Всеволодом Большое Гнездо. Он княжил во Владимире с 1176 по 1212 год, и церковь (самую древнюю ее часть - четверик) относили к концу XII – началу XIII века. Но оказалось все не так. И город основан не здесь, и великий князь Всеволод не имел отношения к Коломне, и каменная церковь построена в конце XIV века. Хотя она все равно остается самой древней - по крайней мере, в Коломне».
Чудотворная икона
Какие знаменитые иконы, связанные с Коломной, мы знаем? В первую очередь на память приходит Донская Богоматерь, что находится сейчас в Третьяковской галерее. До революции она хранилась в Донском монастыре в Москве, а еще раньше Иван Грозный увез ее из Коломны. Был еще знаменитый список Казанской Божьей Матери, тоже связанный с Грозным, но он после 1917 года пропал. А есть икона, о которой в Коломне забыли.
Алексей Мазуров: «В начале XV века в Коломну был принесен чудотворный список Колочской (или Колоцкой) иконы Божией Матери. Название этой иконы не на слуху. Согласно летописям, чудотворная Колочская икона явилась в 1413 году в вотчине князя Андрея Дмитриевича, праправнука Даниила Московского, в 15 верстах от города Можайска, в местечке Колоча Смоленской губернии. Нашел ее крестьянин Лука, обрел и принес в свой дом, в котором в то время находился тяжело больной человек. Болящий приложился к иконе и полностью исцелился. Святой образ был перенесен в Можайск, а оттуда в Москву. «И быша знамения и чудеса много от иконы Божия Матери» («Повесть о Луке Колочском»)».
Во втором десятилетии XV века чудотворный образ был принесен в Коломну. В епархиальных мастерских с него сделали список, который также прославился чудотворениями. Но в какой-то момент всякие упоминания о Колочской иконе пропадают. Куда делся чудотворный образ и какова его судьба, остается загадкой.
Дмитрий Донской был женат вторым браком
Звучит как сплетня, тем более что на момент венчания князя Московского с суздальской княжной Евдокией он был по современным меркам совсем юным – 16-летним. Однако если мы вспомним, что в то время (XIV век) на Руси, впрочем, как и везде, брачный возраст равнялся 12 годам, то версия о более раннем браке не кажется такой уж невероятной. Кто же была та юная княгиня и куда она делась? На первый вопрос мы ответа не знаем, а вот по поводу второго есть правдоподобная версия.
Алексей Мазуров: «В Ростовской летописи есть упоминание о венчании Дмитрия Донского: «женися вторым браком». Ростов не Москва, им незачем было это скрывать, тем более что в Москве за всеми летописями тщательно следила его супруга Евдокия Дмитриевна. Скорее всего, первая жена умерла во время эпидемии чумы 1363-1364 годов. Тогда же скончалась мать Дмитрия Александра Ивановна и его младший брат Иван Малый. В то время ко вторым бракам относились неодобрительно, допускали их лишь «по снисхождению», поэтому одно из косвенных доказательств то, что венчание состоялось не в Успенском соборе – кафедральном храме города, и венчал его не епископ, как полагалось бы великому князю, а простой священник в домовой церкви княжеского дворца.
Хочу отметить, что это никоим образом не бросает тени на брак Дмитрия Донского и Евдокии Московской – их семья была образцовой. Но история – наука, и она любит точность».
Фото: архив Медиахолдинга «Ять»