Стоит ли намеренно готовить ребенка к школе? Споры об этом не утихают. Одни родители уверены: образованием детей должны заниматься исключительно педагоги - мол, пойдет в школу, там всему научится. Вторые заботятся о раннем развитии чада самостоятельно. Третьи используют весь возможный арсенал для подготовки к школе - от кружков и секций до занятий с репетитором. Самое интересное, что ни один из вышеперечисленных подходов не гарантирует успешность ребенка в учебе.
Так какая же она — адекватная подготовка дошколенка к 1 классу?
«Сегодня модно водить детей на развивающие занятия во всевозможные центры развития и подготовки, - говорит воспитатель одного из коломенских детсадов Марина Лагутина. - С ребятами там прекрасно занимаются, поэтому в 1 класс такие малыши приходят хорошо подготовленными, и… в школе им становится скучно. А отсутствие интереса к учебе (они уже все умеют!) в начальных классах приводит к тому, что в 5-6 классах интерес к учебе может и вовсе пропасть.
У курсов подготовки к школе есть один несомненный плюс: они помогают стеснительным детям быстрее адаптироваться к новой школьной обстановке. Но таких малышей меньшинство. Мое мнение таково: читайте с ребенком, разговаривайте, общайтесь, познавайте вместе мир. Главная проблема большинства современных дошколят - плохо развитая речь: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, вести диалог, делать выводы, размышлять. Я советую сделать акцент на пополнении словарного запаса. Даже если ребенок будет понимать предмет, он не сможет выразить свою мысль из-за скудности словарного запаса. А если у дошкольника будут хорошо развиты речевые навыки и умения, он легко вольется в учебный процесс даже без специальной подготовки. Ему вполне хватит программы детского сада и занятий с родителями».
Надо ли учить дошколенка чтению и письму?
Педагоги считают, что раннее овладение чтением прекрасно развивает мышление, внимание, память и логику. Ребенок, научившийся рано читать, имеет более развитую речь, чем его нечитающий сверстник. Но нельзя учить читать силой! Излишняя напористость родителей может напрочь отбить охоту к чтению.
Педагог дополнительного образования Ольга Домогатская, стаж работы в профессии 44 года:
«Очень часто родители будущих первоклассников одержимы идеей во что бы то ни стало научить детей читать и писать перед школой. Конечно, если ребенку нравится заниматься и он делает это с удовольствием, это прекрасно, поощряйте его! А если желания освоить этот навык до школы не возникло, то никакой трагедии в этом нет. Первое полугодие первоклашки все равно работают с азбукой, учат звуки и буквы, складывают слоги. Правда, обучение по современным школьным программам идет более быстрыми темпами, и ребенку придется схватывать новый материал, как говорится, на лету, а в декабре у них уже проверяют технику чтения. Естественно, школьник, едва научившийся читать, вряд ли покажет высокий результат. А значит, он может замкнуться, у него разовьется неуверенность в себе и нежелание учиться».
Советы педагога:
1. Чтению дошколенка стоит учить, но без фанатизма, в игровой форме. Легче всего это сделать, если вы постоянно читаете ребенку сами, хотя бы перед сном.
2. Постарайтесь, чтобы в школу ребенок пришел с чистой речью. Речевые дефекты затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма.
3. Следует подготовить руку ребенка к письму. Начинайте с раскрасок, постепенно заменяя их обведением по трафарету и штриховкой. Затем можно переходить к прописям.
4. Что касается обучения счету до ста и обратно, то тут мнения педагогов расходятся. Одни считают это необходимым, другие говорят, что достаточно освоить счет до десяти, но так, чтобы малыш мог производить любые вычислительные действия в пределах этого десятка и решать простые примеры. Но не стоит учить считать на пальцах, лучше использовать счетные палочки или любые другие предметы.
5. Порешайте с ребенком логические задачки. Пусть малыш учится аргументировать свою точку зрения, объяснять, почему он выбрал тот или иной вариант ответа.
Нужен ли дошколенку иностранный язык?
Педагог Ольга Домогатская убеждена, что можно начинать знакомство с иностранным языком в раннем возрасте, но только в разговорной форме! Ребенок может повторять и запоминать иностранные слова, фразы, предложения. Но никакого изучения алфавита - до тех пор, пока ребенок не научится хорошо читать по-русски. «У детей начинается путаница, - объясняет педагог. - В моей практике был опыт, когда я преподавала в начальной школе и русский, и белорусский язык. Казалось бы, похожие языки… Однако их одновременное изучение привело к тому, что дети стали применять к русским словам правила белорусского языка! Например, «жи» и «ши» они начали писать через «Ы».
«Поиграйте в школу!»
Не менее важно, чтобы первоклассник умел общаться, работать в коллективе и смог быстро адаптироваться к школьной жизни.
«Я работаю с детьми 41 год, и такой ажиотаж с подготовкой детей к школе наблюдается последние пять лет, - рассказывает директор Центра внешкольной работы Татьяна Костомаха.
- С одной стороны, хорошо, что родители уделяют образованию детей много внимания. С другой, зачастую папы и мамы забывают о чувстве меры, записывая ребенка одновременно в пять-шесть кружков! При том, что главная задача родителей — мотивировать ребенка на учебу. Это очень важно, так как мы часто сталкиваемся с тем, что дети, приходящие в 1 класс, хотят играть, общаться, но не учиться. Ребята неусидчивы, невнимательны, не умеют слушать учителя. Это проблема. Поэтому считаю важным водить ребенка на подготовительные занятия, чтобы он привыкал к школьной обстановке, учился работать в новом коллективе».
Что говорит психолог
1. Поиграйте в школу. Детей страшит неизвестность. Обыграйте с ним всевозможные школьные ситуации. Оптимально, если сможете побывать с ним в учебном заведении.
2. Не запугивайте ребенка. В рассказах о школе не должно быть никаких страшилок: «там тебя научат слушаться», «в школе трудно», «в школе никто с тобой церемониться не будет». Обращайте внимание на позитивные моменты «В школе ты узнаешь много интересного», «У тебя там появятся новые друзья».
3. Готовьтесь вместе. Обязательно привлеките будущего первоклассника к покупке канцтоваров, формы, рюкзака.
4. Возьмите отпуск. Первые четыре-пять недель в школе - самые сложные для первоклассников. Как бы хорошо вы ни подготовили ребенка, первые дни в школе он будет чувствовать себя не в своей тарелке. Важно в это время создать дома максимально спокойную обстановку
5. Не ругайте за первые двойки. Напротив, ободряйте, хвалите, говорите, что все получится.
Что говорят родители
«Готовиться к школе мы начали за два года, - поделилась своим опытом мама восьмилетней Саши Анна Агальцова.- Посещали платные занятия в развивающем центре, подготовительные курсы. Поэтому к 1 классу дочка умела и читать, и считать, и решать задачи. Эти знания и умения нам очень пригодились на собеседовании при поступлении в гимназию».
«Сейчас темп обучения в школе быстрый, - рассказывает мама первоклассницы Анна Иванова. - «Разжевывать» материал учителям некогда. Я боялась, что дочка не будет успевать, не хотела, чтобы она была хуже остальных. Поэтому к школе интенсивно готовились дома: сами научились писать, читать. Считаю, что если родители занимаются с ребенком и он усваивает информацию, то вполне можно обойтись без специальной подготовки».
«Я работала учителем начальных классов 10 лет до 1999 года, - написала в соцсети бывший педагог Анжела Тумасова. - Тогда при поступлении в школу ребенок должен был знать буквы, уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке, решать простейшие задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
Сейчас к репетиторам отправляют с четырех лет, в школу принимают с умениями и навыками первого полугодия 1 класса, а на выходе мы имеем безграмотных людей, пишущих с ошибками и не способных считать без калькулятора».
К 1 классу ребенок должен называть:
-
ФИО (собственные и родителей), свой домашний адрес , телефон, страну, город
-
Самые распространенные растения, животных
-
Дни недели, времена года, количество месяцев в году
-
Цвета, профессии, виды спорта
-
Имена известных писателей, поэтов
-
Праздники
Ребенок должен уметь:
-
Решать простые задачки, отгадывать загадки
-
Описывать картинку, пересказывать историю, учить стихи
-
Считать до 10 и выполнять простые арифметические действия
-
Читать небольшие предложения и понимать их суть
-
Определять количество звуков и слогов в простых словах типа «дом», «суп»
-
Вырезать фигуры по контуру
-
Владеть ручкой, штриховать, проводить линии, закрашивать.
Фото: автор, открытые интернет-источники