Поселок Первомайский, улица Дорожная. На пять многоквартирных домов здесь шесть должников, собственников, которые не оплачивают жилищно-коммунальные услуги уже много месяцев. Размер долгов исчисляется в десятках и сотнях тысяч рублей. Такие должники, если брать «среднюю температуру по больнице», есть в каждом многоквартирном доме района. «Работу по взысканию задолженности мы начинаем, если человек не платит более трех месяцев, - поясняет ведущий юрист Департамента ЖКХ Коломенского района Сергей Григорьев. - Сперва направляем предсудебное уведомление, сообщаем, что должник может прийти на прием, объяснить ситуацию, добиться реструктуризации долга, перерасчета. Случается, что люди даже не знают, что по закону им положена компенсация. Если после этого должник не является, подаем иск. Когда готов судебный приказ, должника уведомляют. После этого он может подать возражение в течение пяти дней. Если этого не сделано, приказ передают в службу судебных приставов. Они направляют еще одно письмо с требованием погасить задолженность. И только после того, как должник все это проигнорировал, начинается работа по принудительному взысканию задолженности».
Имущество в квартире - самая простая мебель, цифровая техника. В одной из комнат вообще голые стены - здесь явно планируется ремонт. Приставы разочарованно качают головой: «Ну, компьютер, принтер - это тысячи три».
В комнате, обстановку которой так пристально осматривают приставы, неподвижно и молча, будто не замечая посторонних, сидит пожилая женщина. Молодой хозяйке настоятельно советуют срочно занимать деньги у кого угодно. Она звонит кому-то, через пять минут молодой мужчина приносит ей 10 тысяч рублей. Это лишь часть долга, даже не половина. Зато имущество на этот раз описывать не будут. Приставы выписывают квитанцию. А если бы денег не нашлось? «Тогда арестовали бы имущество! Даже несмотря на то, что сам должник в квартире не проживает», - говорят судебные приставы. Кстати, арест имущества далеко не всегда означает моментальное изъятие. Часто технику и автомобили оставляют на ответственное хранение самому должнику.
«Так обычно и бывает, - поясняют приставы. - Ну разве что зимой чуть получше, чаще хозяева дома оказываются». При этом в одной из квартир, в которую стучатся приставы, хорошо слышны голоса и шаги. Открывать просто не хотят. Девушки оставляют в двери уведомление.
Последний в этот пятничный вечер визит все же увенчался успехом - дверь открыли. Свежий ремонт с перепланировкой, в глубине большой комнаты явственно виднеется электрический камин. Хозяйка спокойна, приносит свежие квитанции. Почти всю сумму она уже выплатила. Оставшееся готова выплатить хоть сейчас, нужно только снять деньги с карточки. Все вместе - и приставы, и должница - едут в город, к ближайшему банкомату.
«Удачный день, - подытоживает Светлана Кольчугина. - 24 тысячи оплачено!» Бывают, как выясняется, и неудачные дни - когда рейд продолжается едва ли не до полуночи, а результат копеечный.