Три года осталось до 850-летия Коломны. Последний раз юбилей города, если считать юбилеем все даты, кратные 50, мы отмечали в далеком 1977 году. Столь значимое событие требует и должной подготовки. Непременный подарок городу – книга о его истории.
Трехтомник о Коломне
К 800-летию Коломны вышла книга Г. Ефремцева и Д. Кузнецова с лаконичным названием «Коломна». Она надолго стала самым известным источником информации о городе. С тех пор было издано множество книг, брошюр, буклетов, фотоальбомов, посвященных нашему городу, но все же фундаментальный труд, который собрал бы все известные на сегодня факты, не предпринимался. К 850-летию это решили исправить, замыслив не просто книгу, а трехтомник по истории Коломны.
Первый том выйдет в Издательском доме «Лига» уже в следующем году. Он охватывает очень большой период: практически от сотворения мира (насколько это доступно ученым-палеонтологам) до петровских времен. Каждый исторический раздел написан специалистом в этой области. Среди авторов - палеонтолог, кандидат биологических наук Алексей Пахневич; археолог, кандидат исторических наук Александр Сыроватко; доктор исторических наук, профессор ГСГУ Алексей Мазуров; доктор исторических наук Дмитрий Лисейцев; кандидаты исторических наук Анжелика Барсукова, Анна Козлова, Андрей Шаблин; священник Сергий Кулемзин, архивист Вадим Кириченко. После безвременной кончины Алексея Борисовича Мазурова его труд по редакции сборника и работе с авторами продолжил кандидат исторических наук Евгений Ломако.
Самые древние находки
Возраст даже очень древнего города (а по мировым меркам Коломна довольно молода), конечно, всегда меньше возраста той земли, на которой он расположен. А значит, можно найти следы того, что здесь находилось, когда никакого города не было. 300 миллионов лет назад здесь плескалось теплое море, в нем обитали простые организмы: губки, кораллы, морские ежи, белемниты, аммониты… Их окаменевшие останки в большом количестве есть в коллекции Коломенского краеведческого музея. А несколько лет назад палеонтологи обнаружили в Коломне окаменелости двух видов древних мшанок, ранее нигде не описанных. Их возраст примерно 160 миллионов лет. Находкам дали характерные имена: Microeciella kolomnensis и Diplosolen akatjevense.
Колония мшанки. Юрский период, Коломенский щебеночный карьер.
Более «молодая» находка – череп водяного буйвола возрастом «всего лишь» около 13 тысяч лет до н. э., обнаруженный в районе села Лукерьино. Ареал обитания этих животных – Европа и юг России, но никак не Подмосковье. Как он сюда попал, остается загадкой.
Череп европейского водяного буйвола. Четвертичный период (плейстоцен), берег реки Коломенки у села Лукерьино.
Где селились первые коломенцы
Море к тому времени уже отступило, но сильно похолодало. Граница вечных льдов проходила где-то в Тверской области, а здесь бегали мамонты, шерстистые носороги и другие «мясные породы» - основа пропитания древнего человека. Ничего другого природа не предлагала – в холодном климате растительности было мало. Стоянка эпохи верхнего палеолита обнаружена на территории кремля – нынешняя улица Святителя Филарета. Ее возраст более 10 тысяч лет до н. э. Можно сказать, что здесь жили самые первые «коломенцы».
К началу Железного века (XVII – V века до н. э.) потеплело, поэтому в Коломне городища того времени располагались по берегам рек: Москвы-реки («Блюдечко», Городищи) и Оки (Протопопово).
Щуровские могильники
Щуровские могильники дают представление о еще более позднем времени – эпохе викингов (Х век н. э.) Изучая способ погребения, можно многое узнать, установить связь с подобными находками в других местах. А еще в Щурове велись палеоландшафтные исследования (по растительным следам в могильниках). Установили, что в Х веке эта местность представляла собой дубовые леса с примесью орешника и липы. Так что, возможно, известная «Дубовая роща» в Щурове – реликтовый лес.
После столетнего перерыва, в конце VIII века или в начале IX, на щуровском могильнике возобновились захоронения, но уже по другому обряду. Кремации людей совершались не на самом могильнике: теперь сюда приносили уже пережженные косточки и оставляли на поверхности. Специальные исследования почвоведов позволили установить, что кости помещали в емкости из дерева, берсты, кожи, войлока, шерсти. Иногда такую емкость прикапывали на небольшую глубину. Часто рядом с костями ставили глиняный сосуд.
Щурово, грунтовый могильник. Урновое погребение.
Людей на погребальном костре сжигали вместе с животными - лошадьми, коровами, овцами. Редкий случай – кремация с медведем. От человека после сожжения оставалось много костей, но для захоронения использовалась только их малая часть. Данные археологической разведки свидетельствуют, что поселения рядом с могильником найти не удается. Возможно, их не было вовсе. Это наводит на мысль, что могильник в Щурове мог быть погребальным центром для нескольких поселений, целой округи.
Поселение, синхронное щуровскому могильнику, возможно, было недалеко от устья реки Осетр, в Городне, а еще одно, видимо, у деревни Сосновки.
Одежда древних щуровчан
К сожалению, сохранились лишь те детали одежды, что были на теле в момент сожжения. Часто покойники были одеты в привозную и дорогую по тем временам распашную восточную одежду, которая застегивалась на пуговицы салтовского типа. Салтовской культурой принято называть культуру летописных хазар. Следовательно, «люди из Щурова» тесно взаимодействовали с хазарами или даже входили в прямое подчинение Хазарскому каганату. Наиболее частой находкой являются бусы, причем встречаются они как в женских, так и в мужских погребениях. Возможно, стеклянные бусы в то время играли роль мелкой монеты и в погребение попадали как «заупокойный дар». Встречаются железные пряжки, иногда накладки хазарских мужских поясов, хазарские мужские перстни. Из бытовых принадлежностей найдены только фитильные трубки и дважды (что странно) рыболовные крючки. Помимо вещей южного происхождения есть и явно северные – обрывки кольчуг, скандинавская булавка, железная очковидная подвеска. Все перечисленные вещи не местного происхождения, явно попали сюда в результате дальних торговых операций.
Куда ушли люди
Вероятно, середина Х века является верхним рубежом для щуровского могильника. После этой даты в Подмосковье начинают активно проникать славяне. Что стало с «людьми из Щурова»? То, что могильник прекратил свое существование, еще не означает какой-то трагедии. Известно, что рукав русла Оки, на берегу которого существовал этот памятник, затянулся илом и превратился в старичное озеро – берег Оки отодвинулся от этого места, и, возможно, это стало причиной того, что люди оттуда ушли. Но с исчезновением Щурова его своеобразная погребальная традиция не прервалась – могильники с очень похожим обрядом возникают возле Ступина и недалеко от Серпухова. Все это говорит о том, что потомки «щуровцев» еще долго сохраняли свою культурную самобытность в древнерусское время и не были ассимилированы – возможно, до монгольского нашествия.
Евгений Ломако, кандидат исторических наук, ответственный редактор сборника о Коломне: «Что же такое жизнь в Темные века? Это отголоски какой-то очень крупной катастрофы и начало новой эпохи. Погребения щуровского могильника помогают пролить свет на этот вопрос. Мы видим, что люди из разных мест хорошо контактировали, а значит, много путешествовали. В то время существовал очень разветвленный Восточный путь, он проходил через земли хазар по Волге, «из варяг в греки» и так далее. Все это подтверждается находкой в щуровском могильнике монеты: дирхема первой половины – середины Х века. Вот такими были «коломенцы до Коломны»: мы даже не знаем, были ли конкретно эти люди славянами и как они соотносились со славянами-вятичами, пришедшими сюда в VIII – IX веках».
Елена СОМОВА
Фото предоставлено Евгением ЛОМАКО