Мы привыкли, что в Коломне множество исторических зданий, построенных в XVI – XIX веках, с их неповторимой архитектурой. Есть и такие, что являются настоящими жемчужинами русского зодчества. В основном это, конечно, храмы. Есть купеческие особняки – скромные или богато украшенные, казенные здания со своими особенностями... Но не только ампир и московское барокко украшают Коломну: с некоторых пор внимание искусствоведов и историков архитектуры привлекают и здания советского авангарда. В Коломне в таком стиле было построено много зданий, и это явление получило название «коломенский конструктивизм». Так называлась выставка, проходившая в музее-резиденции «Арткоммуналка» в 2019 году, так называется и новый туристический маршрут, который в духе «Арткоммуналки» будет проходить на советской «копейке».
Что такое конструктивизм
Архитектурный стиль, получивший широкое распространение в СССР в 20 - 30-е годы ХХ века. Впрочем, нельзя считать его чисто советским явлением: в то время он был распространен в разных странах. Прародительницей конструктивизма считается Эйфелева башня (и наши башни Шухова), максимально близок к нему немецкий баухаус и т. д. Правда, в СССР он еще до войны начал вытесняться сталинским ампиром, лучше передававшим настроение эпохи, когда на смену подчеркнутой современности форм и функциональности содержания пришли пышность, тяжеловесность, традиционность и прочие ценности.
Конструктивизм легко узнается по строгим геометрическим формам, отсутствию «завитушек» и прочего нефункционального декора, лестницам, часто вынесенным в отдельный объем, лентообразному остеклению – вертикальному или горизонтальному. «Кубы», «цилиндры», «купола», из которых состоят здания, роднят их с храмовой архитектурой прошлого. Но кроме внешнего, есть и внутреннее содержание: конструктивистские проекты отличаются подчеркнутой функциональностью («дом – это машина для жилья», как говорил Ле Корбюзье). Правда, потом от этой функциональности мало что осталось, но тем интереснее узнать о первоначальном замысле и других секретах, которые хранят постройки уже почти столетней давности.
Примеры конструктивизма в Коломне
Новый туристический маршрут соединит сохранившиеся в Коломне здания в стиле конструктивизма. Изначально их было порядка пятнадцати. Что-то из них оказалось утрачено, что-то перестроено так, что трудно узнать в современном облике конструктивистский объект, а что-то, к сожалению, продолжает разрушаться. Самый печальный пример – здание Госбанка на улице Октябрьской Революции. Это не только очень удачный образец конструктивизма, но и место съемок фильмов.
В этом же стиле построены поликлиника № 1 Коломенской больницы (на самом деле и старый хирургический корпус тоже, но он сейчас на капремонте), «Бани» (изначально банно-прачечный комбинат) на Шевлягинской площади, Учебный комбинат (сейчас Коломенский институт (филиал) МПУ и колледж «Коломна», а когда-то здесь была еще и школа), фабрика-кухня Коломенского завода, бывший кинотеатр «Станкостроитель» (увы, перестроен), Дворец культуры им. Куйбышева (ДК «Тепловозостроитель»), школа № 9 и многое другое.
Кстати, облик ДК «Тепловозостроитель» являет наглядный пример борьбы сталинского ампира с конструктивизмом. Построенный в 1934 году, он не имел ни арки, ни портика, ни колонн на фасаде, только вертикальное окно с полукруглым балконом над входом. При реконструкции 1952 года добавили красоты в духе того времени.
Путешествие во времени на «копейке»
Автор и режиссер экскурсии Герман Бего знаком коломенцам по театральным постановкам в музее «Навигатор» и театре «Пастила», ему же принадлежат иммерсивные спектакли-экскурсии, посвященные Борису Пильняку и Веничке Ерофееву. На этот раз зрителям предлагается переместиться в Коломну 30 - 70-х годов ХХ века, познакомиться с объектами, которые строились тогда, их функциями и изменениями в жизни горожан, которые они принесли. Совершить путешествие предлагают на «Жигулях»-«копейке», которая сошла с конвейера завода ВАЗ в 1970 году и стала, пожалуй, самым популярным автомобилем советского периода.
При составлении экскурсии использованы материалы исследований резидентов «Арткоммуналки» Егора Егорычева, Евгении Стахановой и Натальи Меликовой, а также личные воспоминания жителей Коломны.
И это ценное историческое и культурное наследие, в котором Коломна предстает совсем другой, какой мы, возможно, ее не очень-то знаем. Парадокс: порой Коломна средневековая, эпохи Смуты или пастильно-купеческая нам гораздо ближе, чем та, которой всего лишь век, а то и меньше. Прекрасно, что этот пробел начинает заполняться, и городская архитектура 30-х годов перестает быть просто старыми домами с разной степенью облезлости, а осознается как культурное наследие, на которое мы, пусть и с запозданием, но обратили внимание.
Ася ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото: Александр ВИТИН