В июле 2024 года исполнится 110 лет Заводу тяжелого станкостроения. За вековую историю завод несколько раз менял свой профиль, в настоящее время объемы производства сильно сокращены по сравнению с 70 – 80-ми годами прошлого века. Тем не менее основное направление работы сохранено. В преддверии юбилея мы начинаем серию ретроспективных публикаций, посвященных истории предприятия. Сегодня расскажем о самом большом станке не только за всю историю завода, но и, кажется, за всю историю отечественного и мирового станкостроения.
От сеялок до станков
Знаменитое на всю страну предприятие называлось по-разному: Бочмановской фабрикой земледельческих машин и орудий, снарядным отделом Коломзавода, филиалом Петроградского арсенала, мехартзаводом имени Левшина, ЦАМом, АРОЗом, ГАРОЗом, заводом имени Ворошилова, и наконец оно стало промышленным гигантом, «законодателем мод» отечественного станкостроения, и за ним закрепилось название «Коломенский ЗТС».
В 1948 году ввиду того, что страна взяла курс на техническое перевооружение всех предприятий и оснащение их современной техникой, перед заводом изначально ставились амбициозные задачи - выпускать станков больше, чем до войны. Для выполнения этих задач его пришлось практически строить заново: полностью переоборудовать старые цеха, создать специальное конструкторское бюро станкостроения, обучать кадры. Очень скоро завод окреп, и его уже было не догнать!
За полвека только число разнообразных типов и моделей коломенских машин превысило1000 наименований. Было выпущено около 8500 уникальных тяжелых станков и 825 гидравлических прессов. Из общего объема изготавливаемых машин почти четверть поставляли в 50 стран мира, в том числе в США, Германию, Англию, Францию, Японию, Китай. Вес станков достигал 1300 тонн, прессов - до 4000 тонн. На коломенском оборудовании изготавливались детали, размеры которых исчислялись десятками метров, вес - сотнями тонн.
С 1948 по 1998 год предприятие оснастило своим оборудованием все важные стройки страны: КамАЗ, Уралмаш, Атоммаш, а также отрасли народного хозяйства, включая энергетику, металлургию, авиацию, космонавтику.
В 50-е годы Коломенский ЗТС поставлял уникальные гидравлические прессы для создания магистральных газонефтепроводных труб-гигантов диаметром до 1620 мм. В конце 50-х - начале 60-х станкостроители создали гамму прессов для листовой штамповки деталей со сложной конфигурацией из алюминия и его сплавов. Это оборудование широко использовалось в авиационной и химической промышленности.
Из цехов коломенского гиганта вышли прессы для изготовления экранов телевизионных кинескопов большого размера, прессы для изготовления деталей в вакууме, станки для обработки коленвалов дизелей для морских и океанских судов.
Станок с семиэтажный дом
Но уникальным в своем роде можно считать пресс ПО753 весом 2000 тонн, высотой с семиэтажный дом...
Надо сказать, что станки делятся в зависимости от размера на настольные, мелкие, средние и тяжелые. А те, что по размеру выходят за ГОСТ, назывались уникальными и имели в маркировке букву «У». Уникальный – это значит больше чем тяжелый и/или изготовленный в единственном экземпляре под конкретные нужды. Именно таким был знаменитый станок КУ-299 («Коломенский уникальный»), который вошел в историю не только завода, но и отечественного, да, пожалуй, и мирового станкостроения.
Станок был заказан на экспорт в Японию, в город Хитачи, чтобы обрабатывать детали для гидроэлектростанции на р. Парана, что на границе Бразилии и Парагвая – второй по мощности ГЭС в мире. В СССР был опыт изготовления таких станков, производящих детали для наших электростанций, потому и поступил заказ.
Юрий Никандров в то время занимал должность начальника технологической лаборатории завода и помнит, как шла приемка станка японцами: «Сделали мы этот станок, и однажды, в конце рабочего дня, главный технолог завода В. Глаголев принес чертеж, явно сделанный не в СССР, и сказал, что завтра приедут японцы – четыре человека, будут принимать станок. Их требование - чтобы мы в их присутствии обработали на станке эту деталь. Что за деталь, мне сразу стало понятно – для гидростанции, я видел, как обрабатывают подобные детали.
Станок поставили не в сборочном цехе – он там не поместился, а в 11-м, причем для этого разобрали пролет. Работали на нем старший инженер Н. Черенков и токарь Н. Филатов. Мы все подготовили: сделали резец, установили режимы, контролеры проверили. Подготовка закончилась поздно ночью, и всех, кто участвовал, развезли по домам на директорской машине. А я жил рядом и дошел пешком.
На следующий день приехали японцы. К ним близко никого не подпускали, кроме тех, кто непосредственно работал на станке – начальника сборки А. Потапова и бригадира сборщиков А. Кислякова».
Диаметр большой планшайбы станка КУ-299 составлял 20 м, малой планшайбы – 8 м. Для сравнения: диаметр Маринкиной башни 11 м. Высота его регулировалась в зависимости от размера детали и могла доходить до 30 м. Вес станка - 3500 тонн. Но изготовить – полбеды, а как доставить столь огромный агрегат в далекую Японию? Вариант перевозки самолетом отпал сразу из-за размеров. Водным транспортом – по Оке не ходили суда необходимого водоизмещения. Оставался единственный вариант – по железной дороге. Но и здесь все было не так просто. Конечно, станок везли в разобранном виде, но все равно в некоторых местах приходилось разбирать мосты над железнодорожными путями – настолько огромными были детали. Так что, пока перевозили станок, приходилось по пути следования менять железнодорожное расписание. Так он доехал до Владивостока, а оттуда уже паромом в Японию.
В Японии станок собирали в течение почти целого года с помощью наших коломенских специалистов: начальника сборки А. Потапова и бригадира сборщиков А. Кислякова. За это им были присвоены звания почетных граждан города Хитачи.
Позже на ЗТС построили станок с диаметром планшайбы 22 м. Но так как он был ниже и легче, то не считается самым большим. Кстати, КУ-299 был еще и самым дорогим станком, изготовленным на нашем заводе. Станки, подобные ему, делали еще в немецком городе Дюссельдорфе, откуда после войны и вывезли оборудование в Коломну, а больше нигде.
Кроме знаменитого КУ-299 в Коломне изготовили станок для обработки зеркала одного из самых крупных в мире телескопов, который находится в Армении. Диаметр этого зеркала составляет 6 м.
Константин ТИЩЕНКО
Фото: книга А. Беляева «Испытание на прочность», официальный сайт АО «Станкотех»