04:12
вторник, 5 ноября
2024-04-07T10:05:00.000Z
https://kolomna-spravka.ru/news/51858
https://kolomna-spravka.ru//storage/news/51/51858/b_660d3a0582fce2.35555440.jpg
ООО Медиахолдинг Ять
https://kolomna-spravka.ru/design/images/logos/logo.png
140410, г. Коломна, ул. Фрунзе, д. 46, 3 этаж, офис 273
+74966124009
07-04-2024 10:05 6289

«Коломенский уникальный»: станок, который удивлял своими размерами и возможностями весь мир

«Коломенский уникальный»: станок, который удивлял своими размерами и возможностями весь мир

В июле 2024 года исполнится 110 лет Заводу тяжелого станкостроения. За вековую историю завод несколько раз менял свой профиль, в настоящее время объемы производства сильно сокращены по сравнению с 70 – 80-ми годами прошлого века. Тем не менее основное направление работы сохранено. В преддверии юбилея мы начинаем серию ретроспективных публикаций, посвященных истории предприятия. Сегодня расскажем о самом большом станке не только за всю историю завода, но и, кажется, за всю историю отечественного и мирового станкостроения.

От сеялок до станков

Знаменитое на всю страну предприятие называлось по-разному: Бочмановской фабрикой земледельческих машин и орудий, снарядным отделом Коломзавода, филиалом Петроградского арсенала, мехартзаводом имени Левшина, ЦАМом, АРОЗом, ГАРОЗом, заводом имени Ворошилова, и наконец оно стало промышленным гигантом, «законодателем мод» отечественного станкостроения, и за ним закрепилось название «Коломенский ЗТС».

В 1948 году ввиду того, что страна взяла курс на техническое перевооружение всех предприятий и оснащение их современной техникой, перед заводом изначально ставились амбициозные задачи - выпускать станков больше, чем до войны. Для выполнения этих задач его пришлось практически строить заново: полностью переоборудовать старые цеха, создать специальное конструкторское бюро станкостроения, обучать кадры. Очень скоро завод окреп, и его уже было не догнать!

За полвека только число разнообразных типов и моделей коломенских машин превысило1000 наименований. Было выпущено около 8500 уникальных тяжелых станков и 825 гидравлических прессов. Из общего объема изготавливаемых машин почти четверть поставляли в 50 стран мира, в том числе в США, Германию, Англию, Францию, Японию, Китай. Вес станков достигал 1300 тонн, прессов - до 4000 тонн. На коломенском оборудовании изготавливались детали, размеры которых исчислялись десятками метров, вес - сотнями тонн.

С 1948 по 1998 год предприятие оснастило своим оборудованием все важные стройки страны: КамАЗ, Уралмаш, Атоммаш, а также отрасли народного хозяйства, включая энергетику, металлургию, авиацию, космонавтику.

В 50-е годы Коломенский ЗТС поставлял уникальные гидравлические прессы для создания магистральных газонефтепроводных труб-гигантов диаметром до 1620 мм. В конце 50-х - начале 60-х станкостроители создали гамму прессов для листовой штамповки деталей со сложной конфигурацией из алюминия и его сплавов. Это оборудование широко использовалось в авиационной и химической промышленности.

Из цехов коломенского гиганта вышли прессы для изготовления экранов телевизионных кинескопов большого размера, прессы для изготовления деталей в вакууме, станки для обработки коленвалов дизелей для морских и океанских судов.

Станок с семиэтажный дом

Но уникальным в своем роде можно считать пресс ПО753 весом 2000 тонн, высотой с семиэтажный дом...

Надо сказать, что станки делятся в зависимости от размера на настольные, мелкие, средние и тяжелые. А те, что по размеру выходят за ГОСТ, назывались уникальными и имели в маркировке букву «У». Уникальный – это значит больше чем тяжелый и/или изготовленный в единственном экземпляре под конкретные нужды. Именно таким был знаменитый станок КУ-299 («Коломенский уникальный»), который вошел в историю не только завода, но и отечественного, да, пожалуй, и мирового станкостроения.

Станок был заказан на экспорт в Японию, в город Хитачи, чтобы обрабатывать детали для гидроэлектростанции на р. Парана, что на границе Бразилии и Парагвая – второй по мощности ГЭС в мире. В СССР был опыт изготовления таких станков, производящих детали для наших электростанций, потому и поступил заказ.

Юрий Никандров в то время занимал должность начальника технологической лаборатории завода и помнит, как шла приемка станка японцами: «Сделали мы этот станок, и однажды, в конце рабочего дня, главный технолог завода В. Глаголев принес чертеж, явно сделанный не в СССР, и сказал, что завтра приедут японцы – четыре человека, будут принимать станок. Их требование - чтобы мы в их присутствии обработали на станке эту деталь. Что за деталь, мне сразу стало понятно – для гидростанции, я видел, как обрабатывают подобные детали.

Станок поставили не в сборочном цехе – он там не поместился, а в 11-м, причем для этого разобрали пролет. Работали на нем старший инженер Н. Черенков и токарь Н. Филатов. Мы все подготовили: сделали резец, установили режимы, контролеры проверили. Подготовка закончилась поздно ночью, и всех, кто участвовал, развезли по домам на директорской машине. А я жил рядом и дошел пешком.

На следующий день приехали японцы. К ним близко никого не подпускали, кроме тех, кто непосредственно работал на станке – начальника сборки А. Потапова и бригадира сборщиков А. Кислякова».

Диаметр большой планшайбы станка КУ-299 составлял 20 м, малой планшайбы – 8 м. Для сравнения: диаметр Маринкиной башни 11 м. Высота его регулировалась в зависимости от размера детали и могла доходить до 30 м. Вес станка - 3500 тонн. Но изготовить – полбеды, а как доставить столь огромный агрегат в далекую Японию? Вариант перевозки самолетом отпал сразу из-за размеров. Водным транспортом – по Оке не ходили суда необходимого водоизмещения. Оставался единственный вариант – по железной дороге. Но и здесь все было не так просто. Конечно, станок везли в разобранном виде, но все равно в некоторых местах приходилось разбирать мосты над железнодорожными путями – настолько огромными были детали. Так что, пока перевозили станок, приходилось по пути следования менять железнодорожное расписание. Так он доехал до Владивостока, а оттуда уже паромом в Японию.

В Японии станок собирали в течение почти целого года с помощью наших коломенских специалистов: начальника сборки А. Потапова и бригадира сборщиков А. Кислякова. За это им были присвоены звания почетных граждан города Хитачи.

Позже на ЗТС построили станок с диаметром планшайбы 22 м. Но так как он был ниже и легче, то не считается самым большим. Кстати, КУ-299 был еще и самым дорогим станком, изготовленным на нашем заводе. Станки, подобные ему, делали еще в немецком городе Дюссельдорфе, откуда после войны и вывезли оборудование в Коломну, а больше нигде.

Кроме знаменитого КУ-299 в Коломне изготовили станок для обработки зеркала одного из самых крупных в мире телескопов, который находится в Армении. Диаметр этого зеркала составляет 6 м.

Константин ТИЩЕНКО

Фото: книга А. Беляева «Испытание на прочность», официальный сайт АО «Станкотех»

Нам интересно Ваше мнение о материале
136
0
5
« Апрель, 2024 г »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Занимаетесь ли вы спортом?
Всего голосов: 331
Занимаюсь время от времени
10.6% (35)
Тренируюсь активно и регулярно
6.9% (23)
Занимаюсь лечебной физкультурой
3.6% (12)
Делаю зарядку по утрам
8.5% (28)
Я профессиональный спортсмен
1.2% (4)
Просто стараюсь больше двигаться
26.3% (87)
Огород - лучший фитнес
20.2% (67)
Веду малоподвижный образ жизни
22.7% (75)