В деловой и научной литературе XVIII века встречается весьма любопытное описание внешности коломенцев, их быта и уклада жизни, а также привычек и традиций. Представление о жителях Коломны того времени можно получить, к примеру, из текста «Описание Московской губернии» 1781 года. Или из словарной статьи «Коломна» (II том «Нового и полного географического словаря Российского государства, или Лексикона, описующего азбучным порядком... достопамятные места обширной империи Российской», 1788–1789 годы). Итак, какими в этих текстах предстают жители Коломны и Коломенского уезда конца XVIII века?
«Услужливы и неглупы»
Согласно словарной статье 1788 года, в городе проживало 5809 душ: мужского полу ― 3676, женского ― 2133. Причем перечисление сословий словарь начинает именно с купцов 1, 2 и 3-й гильдий ―736. Затем указываются мещане ― 958, цеховые ― 225, а дальше крестьяне, фабричные и дворовые. «А сверх сего находится довольно дворян, приказнослужителей, церковнослужителей, разночинцев...» ― численность этих категорий населения словарь почему-то не считает нужным указывать. В Коломенском уезде крестьян Государственного ведомства: мужского полу ― 5623, женского полу ― 5763; помещичьих крестьян: мужского полу ― 23 425, женского полу ― 22 616. То есть получается, что в конце XVIII века в Коломенском уезде проживало более 63 тысяч человек!
Интересно, что в «Описании Московской губернии» 1781 года по одному из списков (по списку РГАДА) для Коломны указывается только состав мужского населения. По-видимому, женское население для этого документа было неважно. Итак, в 1781 году в Коломне было: девять штаб- и обер-офицеров, 827 купцов, 978 мещан, 70 священно- и церковнослужителей, 35 канцелярских служителей, 68 солдат, 74 монастырских и дому архиерейского служителей, 445 ямщиков, шесть разночинцев, 150 живущих в городе крестьян «надворных своихъ господ», а всех званий ― 2662.
Словарь описывает жителей Коломенского уезда следующим образом: «весьма расторопны, услужливы и неглупы; а по хорошему и сухому местоположению довольно крепки и здоровы; росту посредственного, а более большого; женщины лицом недурны».
Особенно отмечаются умения крестьян, живущих в деревнях около Коломны «по ту сторону Москвы-реки»: эти крестьяне «приятнее и скуснее всех почти Московской губернии крестьян в земледелии». Почему же? Оказывается, они покупали навоз в Коломне за три или четыре копейки за воз и возили за шесть и далее верст на свои наделы, «отчего и в общий в 1786 году неурожай хлебы у них отменно хорошо родились».
Пастилу отправляли в столицу
При этом в «Описании Московской губернии» 1781 года указывается, что почвы Коломенского уезда не очень подходят для земледелия: «Грунт земли неравен, как-то к стороне Бронницкого уезда серыи с малым суглинком, к Кашире с большим углинком, за Москвою-рекою пещаный, по которой причине в сеи части уезда хлебопашество не весьма выгодно, и для того земледельци, удобряя отменно некоторую часть земли, имеют на них хмельники, что иногда и награждает им недород в хлебе. Посев разного хлеба и урожай бывает посредственныи. Не более как втрое (т. е. урожай втрое превосходит то, что посеяли). Семена в посеве употребляются русские, а изредка сеют аглинскую рожь и ячмень, и сверх собственного продовольствия в продаже не бывает. Большею же частию поселяне прибыток находят от заведения и содержания садов».
Что же произрастало в коломенских садах в конце XVIII века? Согласно словарю, «яблоки, вишни и груши».
«Новый географический словарь» подчеркивает, что коломенские женщины очень работящи: в летнее время наряду с работами в поле они сажают в своих огородах овощи для себя и для продажи, тщательно пропалывают их, собирают грибы; в зимнее время прядут лен и шесть, ткут «холстину и русские сукна». Заглянем в коломенский огород конца XVIII века. Что же там сажали? «А в огородах сеют огурцы, свеклу, морковь, редьку и капусту» - свидетельствует текст. Теперь узнаем, какие грибы собирали в конце XVIII века. «Из грибов: белые, березовые, осиновые, грузди, подгрузди и рыжики». Тут же перечисляются и ягоды: малина, клюква, брусника, земляника и голубика - прим. ред.).
Кстати, уже тогда упоминались славные традиции коломенского садоводства: «Жители сего города имеют обширные плодовитые сады, отъ которых получают хозяева довольную прибыль. И обыватели городские и уездные, нанимая оные сады и производя работы, приобретают знатную часть пропитания. Сим заведением город Коломна пред прочими прославляется, потому что и имеют некоторые жители отличное искусство в делании пастил из разных плодов, коих множество отпускается на продажу в Москву, в Петербург и в другие города». Получается, что уже в 1781 году коломенская пастила настолько известна, что ее отправляли в столицу Российской империи.
Поверх шуб кафтаны
Как же одевались жители Коломенского уезда? Мужчины «носят платье обыкновенное, летом балахоны, ревендужные белые и черные тонкие, называемые крутиковые, сделанные изпонитку; на голове шляпы с высокою тульею. А зимою шубы нагольные овчинные, сверх коих надевают серого, белого и черного цвета домотканого сукна кафтаны, равно ходят и в шапках овчинных».
«Женщины летом употребляют телогреи крашенинные, а позажиточнее ― кумашные и крашенинные; на головах носят кички и сороки, у некоторых шелками и золотом вышитые и выкладенные позументом. А зимою нагольные овчинные шубы, сверху коих надевают белые тонкие суконные шушуны, а позажиточнее ― в шубах, крытых китайкою и камкою. Обувь употребляют кожаную, а более носят лапти».
А теперь про дома конце XVIII века. Из «Описания» следует, что «дома крестьянские делаются с навесами, избы в близлежащих к городу селениях кроются «дранью», а прочее дворовое строение и жилые покои ― соломою».
«Ключей водяных в городе никаких нет, а жители воду употребляют из Москвы и Коломенки рек», - сообщали составители описания и добавляли, что «болезней же особливых между жителями не примечается».
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала кандидата филологических наук, доцента кафедры русского языка А.Ю. Козлову