Трогательная фотография малыша, страшный диагноз и призыв помочь хотя бы копейкой - так выглядит типичная страница в Интернете по сбору средств. Люди сразу развивают активную деятельность по сбору одежды, игрушек, питания… Многие реагируют быстро: без колебаний жертвуют деньги, переводя их на банковские карты организаторов благотворительных акций.
Бизнес на доверчивости?
Граждане России активно занялись благотворительностью. Настолько активно, что число различных благотворительных фондов и общественных организаций, готовых оказать помощь больным и малоимущим, уже не поддается подсчету. Наряду с крупными, проверенными фондами - «Русфонд», «Подари жизнь», «Милосердие», «Вера», «Линия жизни» - ведут свою деятельность сотни других, среди которых немало мошенников.
Мы задались вопросом: сколько же благотворительных организаций сегодня работают в одной только маленькой Коломне? К нашему удивлению, поисковая система выдала около двух десятков различных фондов, движений, филиалов, групп в социальных сетях, которые занимаются поддержкой нуждающихся. По запросу «благотворительные фонды в Коломне» поисковая система «Яндекс» показала благотворительные фонды «Коломенский кремль», «Право на жизнь», «Забота и жизнь», «Будущее нации», «Чужих детей не бывает», «Феникс добра», «Маяк», центр помощи многодетным семьям «МногоКоломна», филиалы благотворительных фондов «Подари солнечный свет», «Больше жизни» и другие.
Так, согласно информации в Интернете, в Коломне существует филиал благотворительного фонда «Больше жизни», находящийся по адресу: ул. Зеленая, 31 «а», ТОК «Монетный двор». По этому же адресу располагается социальный магазин «Благо-Сток» волонтерского движения «Благо Дарю». Руководитель коломенского филиала благотворительного фонда «Больше жизни» (как она себя позиционирует) также возглавляет волонтерское движение «Благо Дарю».
Звоним в фонд «Больше жизни», который зарегистрирован в Ногинске. «Благотворительный фонд «Больше жизни» не имеет филиала в Коломне, - заявила президент фонда Светлана Волокита в ходе телефонного разговора. - Никаких официальных документов, разрешающих им действовать от имени нашего фонда, у волонтерского движения «Благо Дарю» нет. Да, некоторое время назад руководитель движения работала с нами, но как частное лицо, то есть как волонтер».
Но могут ли вышеназванные коломенские организации заниматься сбором денег на благотворительность и насколько честно они осуществляют свою «благотворительную» деятельность? Ответы на эти вопросы подсказали коломенцы, которые рассказали о своем опыте сотрудничества с волонтерским движением «Благо Дарю».
История первая. Слуховой аппарат Маша так и не получила
История, которую поведала нам Нина Фролова, началась в конце мая, когда ее семилетняя дочь Маша случайно потеряла свой слуховой аппарат. Произошедшее очень расстроило и девочку, и саму Нину - без специального устройства Маша не слышит, а маме было не по карману купить новое. Нина Фролова одна воспитывает двух дочерей, младшей из которых нет и двух лет. Живет семья весьма скромно, на съемной квартире. Пока мама в декретном отпуске, выручают только социальные пособия и временные подработки. Поэтому, когда Маша рассказала о пропаже слухового аппарата, Нина первым делом попыталась его найти. На своей страничке в соцсетях женщина опубликовала рассказ о произошедшем и попросила вернуть аппарат, если кто-то случайно его найдет. Однако аппарат так и не нашелся, а Нина, дождавшись выплаты денежного пособия, вскоре сама купила дочери прибор. На этом месте можно было бы поставить точку, но история неожиданно нашла продолжение.
Как рассказывает Нина, спустя неделю после покупки аппарата она совершенно случайно узнала, что на слуховой прибор для ее дочери собирают, как говорится, всем миром. На странице известной в городе благотворительной группы «ВКонтакте» «Благо Дарю» (Коломенский г. о.) мама увидела фотографию своей Маши и информацию о том, что объявлен сбор денежных средств на покупку слухового аппарата для девочки. В сообщении говорилось, что на приобретение прибора требуется собрать порядка 14 тысяч рублей. Строкой ниже указывались банковские реквизиты для перевода денег. Как выяснилось, это была личная карта руководителя проекта. По сохранившимся скриншотам со страницы сообщества можно сделать вывод, что желающих помочь Маше оказалось немало. Сочувствующие чужой беде люди переводили на указанный номер карты кто сто рублей, кто тысячу. Известно, что одна женщина пожертвовала для девочки 20 тысяч рублей.
«Где деньги, Зин?»
Как пояснила Нина, с волонтерским движением «Благо Дарю» до недавнего времени ее связывали весьма хорошие отношения: через сообщество она делилась с нуждающимися одеждой, питанием, предметами быта, да и сама, если была в том потребность, принимала помощь от неравнодушных людей. Но когда движение без ее ведома объявило сбор денег на приобретение слухового аппарата для Маши, к тому же уже купленного, Нина поспешила вмешаться.
«Я попросила руководителя волонтерского движения объясниться и удалить со страницы сообщества информацию о сборе денег, - рассказала Н. Фролова, - а уже собранные средства потребовала вернуть людям, ведь аппарат я купила самостоятельно. Но к моей просьбе не прислушались - сбор денег продолжался. Более того, как только было собрано 14 тысяч, в группе объявили еще один сбор для Маши - на настройку аппарата и покупку вкладышей. В итоге общая сумма объявленного сбора достигла примерно 24 тысяч рублей». Как только Нине открылась эта сторона «благотворительности», она решила разорвать все отношения с волонтерским движением «Благо Дарю», о чем сообщила руководителю движения П. П. После этого на банковскую карту Фроловой от П. П. было перечислено 6500 рублей. «Эти деньги я не тратила и готова вернуть, - говорит Нина. - Никаких других сумм, никакого слухового аппарата для Маши я не получала. Также я написала заявления в коломенскую полицию и городскую прокуратуру с требованием разобраться в произошедшем и выяснить, на какие цели ушли собранные пожертвования».
История вторая. Был да сплыл?
В честности данного сообщества сомневается не только Нина. Во время подготовки материала удалось разыскать еще двух человек, связанных с деятельностью движения - их истории также использовали для сбора денежных средств. Одна из них - 69-летняя Вера Ивановна Смирнова, инвалид по слуху. Ее история один в один повторяет историю Нины и Маши. Так же, как в первом случае, на покупку слухового аппарата для женщины был объявлен сбор средств через группу «ВКонтакте». Как и Нину, пенсионерку не поставили в известность о проводимой «благотворительной» акции. Между тем на слуховой аппарат для Веры Ивановны было собрано 37 775 рублей, о чем открыто сообщалось на странице сообщества. А для пущей убедительности организаторы сбора опубликовали отчет о поступлении денежных средств на банковскую карту и разместили фотографии, на которых счастливая пенсионерка держит в руках слуховой аппарат. Только, как выходило из нашего разговора с самой Верой Ивановной, фотографии эти были сделаны случайно и не соответствуют действительности. По словам женщины, в руках она держит не приобретенный на пожертвования новый слуховой аппарат, а свой старый, полученный бесплатно через фонд социального страхования.
«Я пришла к волонтерам поблагодарить за то, что они навещают нас и занимаются с моим сыном-инвалидом, - пояснила Вера Ивановна во время разговора о случившемся. - Во время общения я показала им свой слуховой аппарат и меня с ним сфотографировали. Никаких денег и никакого нового аппарата волонтеры мне не передавали. О том, что коломенцы для меня собирают деньги, я узнала от приятельницы. А тот аппарат, с которым меня сфотографировали, я получила бесплатно, как инвалид по слуху, через фонд социального страхования».
В результате получается, что вопросы, на что были потрачены собранные коломенцами почти 38 тысяч рублей и где обещанный слуховой аппарат для Маши, остаются без ответа.
История третья. «Когда я поняла, чем пахнет благотворительность, я ушла»
Любопытно, что сообщения о сборе денежных средств для подопечных волонтерского движения «Благо Дарю» нередко сопровождаются вызывающей доверие фразой вроде «все подтверждающие документы имеются». Так было и в случае с Верой Ивановной. Как поведала нам бывший волонтер движения Анна Ильичева, проработавшая там несколько месяцев, каждый новый подопечный подписывал соглашение, дающее руководителю движения право использовать личные данные человека по своему усмотрению. На деле это означает, что руководитель движения якобы может, не спрашивая разрешения, публиковать информацию о людях, нуждающихся в помощи. А если каких-то документов не хватало, подключались волонтеры. По словам Анны Ильичевой, они посещали своих подопечных и под различными предлогами собирали нужные для «отчета» бумаги.
«Я собирала документы на Веру Ивановну, - рассказывает Анна. - Если бы знала, что старушка так и не получит свой слуховой аппарат, сразу бы ушла из движения. А вообще к работе этой организации много вопросов... Неравнодушные жители приносят одежду, бытовую технику, игрушки, питание и многое другое. Они отдают вещи даром и уверены, что те будут переданы нуждающимся. На деле происходит иначе. Самые хорошие из них сразу расходятся по «своим». Другая часть выставляется на продажу: руководитель проекта держит комиссионный магазин (П. П. зарегистрирована как индивидуальный предприниматель). Только самые простые и дешевые вещи достаются нуждающимся. Что касается денежных сборов, то все пожертвования перечисляются не на карту организации, а на карту ее руководителя. Те, кто жертвует деньги, видимо, не обращают внимания на эту деталь, доверяют. В общем, когда я поняла, чем на самом деле пахнет эта «благотворительность», сразу ушла».
Мы связались с руководителем проекта «Благо Дарю» по телефону и попытались получить от нее комментарии. Однако женщина наотрез отказалась отвечать на вопросы и давать какие-либо разъяснения.
Пока материал готовился, группа волонтерского движения «Благо Дарю» «ВКонтакте», через которую велся сбор денежных средств для нуждающихся, была заблокирована.
Как отличить настоящую благотворительность от фальшивой
С таким вопросом мы обратились к опыту хорошо известного в России фонда «Милосердие», существующего при поддержке Русской православной церкви. Как рассказали в пресс-службе фонда, по закону любая честная организация, занимающаяся благотворительной деятельностью, должна пройти регистрацию в Министерстве юстиции РФ путем внесения соответствующих данных в единый государственный реестр юридических лиц. Информация о том, что благотворительный фонд имеет свидетельство о регистрации, должна быть открыто опубликована на сайте фонда. Также в открытом доступе находятся банковские реквизиты для переводов денежных средств. При этом перевод денег осуществляется на счет фонда, но никак не на счет частного лица. Согласно заключенному договору, не менее 80% полученных пожертвований фонд обязан перечислить согласно уставным целям, например, на помощь нуждающимся. До 20% разрешается потратить на нужды самой благотворительной организации. Еще одно важное условие работы настоящего благотворительного фонда - предоставление финансовой отчетности. Фонд отчитывается так же, как и прочие НКО (некоммерческие организации). Важнейшей является отчетность в Минюст - без нее фонд могут ликвидировать.
Так, если фонд «Милосердие» собирает средства на лечение больных детей, они напрямую перечисляются в лечебную клинику, минуя родителей. Это защищает от мошенничества со стороны пап и мам, которые вполне могут потратить деньги на другие цели. Кроме того, в заключенном с родителями договоре прописано, что, если средств будет собрано больше, чем требуется, остаток разрешено потратить на лечение других детей.
Имена героев публикации изменены
От редакции. Просим откликнуться всех коломенцев, переводивших средства волонтерскому движению «Благо Дарю».
- 120 миллиардов рублей – столько пожертвовали россияне на благотворительность в 2017 году (по данным Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ»).
- 67% россиян принимали участие в благотворительной деятельности.
- 41% респондентов оказывали помощь, передавая вещи, продукты и товары в благотворительную организацию или фонд.
- 47% делают благотворительные пожертвования, потому что их волнует проблема, на решение которой можно повлиять деньгами или личным участием.
- 43% хотят поддержать тех, «кому повезло меньше, чем им самим».
- 33% испытывают хорошие чувства, делая доброе дело.
Еще 33% считают, что все, и они в том числе, должны участвовать в решении социальных проблем.
- 27% таким образом осознают, что могут что-то изменить.
- 19% помогают по религиозным убеждениям,
18% - потому что за помощью обратились лично к ним.
- 8% ответили, что поддерживают рублем других потому, что все в их семье делают то же самое.
По данным www.socpalata.org