В 1941 году возле села был создан полевой аэродром, с 1943-го здесь начали формироваться первые польские авиационные части: 1-я польская истребительная авиаэскадрилья «Варшава», а затем польская ночная бомбардировочная авиаэскадрилья «Краков». Именно отсюда свои первые вылеты совершали летчики воссоздававшихся ВВС оккупированной немцами Польши.
Для работы на аэродроме было выделено необходимое число советских инструкторов, технический персонал, а также пять учебно-тренировочных самолетов. Командиром эскадрильи был назначен капитан Вацлав Козловский, родившийся в СССР и служивший до этого момента в советских ВВС.
Вскоре было принято решение на базе первой авиаэскадрильи создать Первый истребительный авиаполк, получивший затем название «Варшава», в составе 175 человек: 33 офицера, 123 подофицера и 18 рядовых. В полк начали прибывать опытные летчики и самолеты ЯК-1 и ЯК-7 (один истребитель приобрел на собственные деньги известный советский актер и экстрасенс Вольф Мессинг).
Сложность обучения усиливал языковой барьер: курсанты недостаточно хорошо знали русский, а инструкторы – польский. Может быть, это тоже способствовало тому, что во время тренировочных полетов не обошлось без трагедий: так, например, известно, что в ноябре 1943 года молодой пилот Рышард Божиковский не справился с управлением самолета. Наблюдатели на аэродроме видели, как он вошел в штопор и разбился в лесу. Вместе с Божиковским погибли второй пилот и инструктор Иван Бондарь.
Всего за время существования Первого польского учебно-тренировочного авиаотряда погибли девять курсантов и инструкторов.
На фото: мемориал на кладбище с. Григорьевское.
А не так давно поисковиков из Коломны попросили найти неучтенное захоронение и поднять останки летчика, также разбившегося во время тренировочного полета. Ребятам пришлось работать в непростых условиях – в апреле земля еще не оттаяла, копать было сложно.
На фото: поиск захоронения летчиков под Луховицами.
Однако в конце концов «суворовцы» нашли место захоронения, в котором оказалось двое погибших вместо одного: польский курсант и советский инструктор. Их имена установить пока не удалось.
Под Луховицами были найдены и советские летчики 840 авиаполка 113 авиадивизии дальнего действия, также базировавшегося под Григорьевским. Они погибли 25 июля 1943 года, возвращаясь с боевого вылета: по неизвестным причинам пилот не сумел посадить самолет как положено, и он разбился.
На фото: слева - летчик Анатолий Базегин 1915 г. р., справа - Евгений Кузнецов, штурман, 1919 г. р.
Погиб весь экипаж ИЛ-4: младший лейтенант Анатолий Базегин, уроженец Вологодской области (награжден орденом Красного Знамени), лейтенант Евгений Кузнецов, уроженец Пятигорска (награжден орденом Красного Знамени), сержант Михаил Коробицин, уроженец Новосибирской области. Их останки из неучтенного захоронения тоже эксгумировали поисковики из Коломны.
Советских летчиков вместе с польским коллегой под оружейный салют, с отданием духовных почестей, похоронили 22 июня на мемориале сельского кладбища.
Фото: из архива, из архива поискового отряда «Суворов», Геннадий Гахов, из архива Луховицкого историко-краеведческого музея, из личных дел летчиков