– Но молочные продукты - это дело завтрашнего дня, – говорит Владимир Баканов. – Пока я буду продавать молоко в разных упаковках - от 0,25 до 0,5 л. Козье молоко – своеобразный продукт, и если коровье молоко занимает около 99% рынка, то козье - 1%. Большое количество производить я пока не планирую, это будет 200 - 300 л в день. С таким объемом мне не надо будет выходить на Москву, еще куда-то, я все продам в Коломне.
В прошлом году фермер приобрел 11,5 га земли и с тех пор, по сути, занимается рекультивацией, так как прежде на части участка располагался отстойник, куда в течение почти 20 лет соседний свинокомплекс сливал свои отходы. Правда, лет 10 назад хозяйство перестало существовать, но часть земли Владимира Баканова до сих представляет собой болото с соответствующим запахом.
Сейчас на участке уже стоит жилой дом для рабочих, практически закончено здание фермы, идет устройство пруда.
- Может быть, строительство движется медленнее, чем хотелось бы, – говорит фермер, – но мы все строим своими силами, без подрядчиков. И на свои средства, грант я пока не трогаю. Я 13 лет отработал на иностранную компанию, денег там заработал, плюс у меня был свой транспортный бизнес - я его продал, все средства вложил в эту ферму. Брать кредит я не хочу: отдавать все равно придется, а из чего отдавать, пока нет доходов? Животных тоже буду на свои деньги покупать. Но через год, полагаю, грант я уже реализую.
Владимир Баканов рассчитывает ферму на 50 коз. Однако они не будут ее единственными обитательницами: рядом с ними поселятся... олени.
- Я планирую привезти оленей с Алтая, - рассказывает Владимир Баканов. - Маралье мясо сейчас очень востребовано, но, например, московские рестораны требуют, чтобы оно было наисвежайшим, а везти его самолетом очень дорого. Так что со сбытом продукции проблем не предвидится. К Новому году привезу десяток оленей и буду их разводить.
– А где будут пастись ваши козы и олени?
– Здесь, на этих же 11,5 гектара. Естественно, территорию я буду облагораживать. Растущие здесь деревья уничтожать не хочу - козы очень активно едят с них веточки. Скорее, мы будем сажать и пересаживать деревья в линию, разделять пастбище не заборами, а деревьями, чтобы животные могли подойти и поглодать их. Пастбище будем засевать специально травами - люцерной, клевером, костром, козлятником. У меня не было опыта разведения коз, так что я сейчас четырех взял, чтобы понаблюдать, сколько и чего они едят. И я понимаю, что сейчас я их немножечко перекармливаю - козы должны быть достаточно худыми, а мои толстенькие. Так что с кормами проблем не будет.
Кроме коз и оленей Владимир Баканов собирается разводить кроликов.
– Буду продавать молодняк и мясо, – рассказывает фермер. – На кроликах можно неплохо зарабатывать деньги, я уже имел такой опыт в прошлом году: завел кроликов, чтобы своих детей кормить, а получилось так, что нам доставался один кролик из десяти - настолько они пользовались спросом, особенно под Новый год.
– А высокая смертность среди кроликов вас не беспокоит?
– У меня никто не умирает - я ветврач, окончил аграрный факультет Российского университета дружбы народов, работал в НИИ АПХ «Радуга», так что у меня и безнадежные выживают.
Я вообще хочу сосредоточиться на продуктах для детей. Козье молоко, кроличье, оленье мясо гипоаллергенны. Я не могу производить детское питание, но могу производить продукты, из которых его делают. С одной стороны, это недешево, но с другой – это то, чего практически нет на нашем рынке.
– С какими проблемами приходится сталкиваться на данном этапе?
– Народ у нас завистливый. С одной стороны, радуются, что будет где покупать козье молоко, с другой – жалуются, что вонь опять будет: мол, была свиноферма, теперь козы. А от фермы до ближайших домов 500 метров, какая тут вонь? Наверное, когда здесь сплошь борщевик рос, было лучше... Еще проблема: местная администрация нас поддерживает, а вот разные службы, без которых нельзя обойтись при строительстве, такие суммы запрашивают за услуги! Например, с меня взяли 140 тысяч рублей за геодезию. И практически тут же запросили еще 70 тысяч, так как вступили в силу новые правила. Есть и проблема с персоналом. Мне нужны опытные доярки, две женщины лет по 50. Много платить я сейчас не имею возможности, но им и не надо быть на ферме полный день. Пока таких я найти не могу. Но, думаю, эти проблемы решаемы.
Юрий Богомаз и его мясомолочная ферма
Юрий Богомаз по образованию экономист, окончил Российский экономический университет имени Плеханова по специальности «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности», а также московский пушно-меховой техникум. Весной этого года он получил грант на строительство коровника и приобретение крупного рогатого скота для создания мясомолочной фермы.
Землю, 15 га, Юрий Вячеславович получил еще в 1991 году, когда в стране началась кампания по развитию фермерского движения. Желающим раздавали бросовые земли, которые, впрочем, вполне подходят для пастбищного скотоводства. К сожалению, кампания не была подкреплена помощью государства, так что земли практически пустовали. И вот появилась надежда на грант.
На сегодняшний день грант израсходован полностью: построен коровник и куплена обитательница для него. Правда, завершить коровник не удалось - до наступления заморозков не успели покрыть крышу. Фермер объясняет это не только нехваткой средств, но и тем, что сроки строительства постоянно отодвигались, в частности, из-за дождей: тяжелые машины в распутицу не могли подъехать к стройплощадке.
В общем, с наступлением холодов единственную корову породы черная пестрая пришлось срочно эвакуировать в другое помещение. Впрочем, к этому времени она стала уже не единственной: первопоселенка новой фермы принесла телочку, которой сейчас уже месяц.
- Полтора миллиона - это очень мало, – говорит Юрий Богомаз. – На строительство и обустройство участка требуются большие деньги. Например, за электрификацию с меня запросили два миллиона рублей! И так во всем. Откуда брать деньги? По гранту корову мне удалось приобрести только одну: в проекте стоимость за голову рассчитывалась в 50 - 60 тысяч рублей, а сейчас дешевле 150 тысяч купить невозможно.
– А если взять кредит в банке?
– Я приходил с этим вопросом в банк, в котором у меня открыт счет, просил кредит под землю. Мне сказали: когда на ней будет что-то стоять, дадим. Теперь на ней стоит коровник, есть скважина – опять какие-то причины находятся. Пытался обратиться в другие банки, просил 20 миллионов (в надежде, что дадут хотя бы 10, хотя руководство банков властям обещало кредиты до 50 миллионов). Но мне предложили 600 тысяч и под такие условия, что откажешься сам.
– Своих капиталов у вас, как я понимаю, нет?
– Нет, только грант и 150 тысяч, которые дают вместе с грантом - все уже потрачено. 20 миллионов - это реальная цифра для того, чтобы создать большое современное хозяйство: 10 - на оборудование, 10 на стадо в 30 дойных коров и 150 бычков на откорм. Я просчитывал, что тогда хозяйство будет приносить по 5 миллионов рублей в год от реализации молока и 15 миллионов - от продажи мяса. Конечно, для этого нужна еще и своя кормовая база. Сейчас я ее строю.
– Может ли в ситуации с банками как-то помочь районная администрация?
– Они пытались. Глава района Андрей Ваулин собирал на встречу фермеров и представителей банков. Последние очень красиво говорили, приглашали приходить, но на деле все оборачивается пустыми обещаниями. Нет фермерам поддержки от банков.
– Без кредитования вам не выжить?
– Нет, хозяйство умрет, не успев развиться. У меня сейчас кормов осталось на месяц. Если я не смогу решить проблему, мне придется выставить на продажу участок, сдать корову на мясо и уйти из фермеров – чтобы выплатить грант, так как будет считаться, что я не выполнил его условий.
– То есть вы опустили руки...
– Нет! Фермерство - это мое. Буду упираться до последнего. Рассчитываю, что еще будет оттепель, я смогу найти деньги и оперативно закончить кровлю. Надежды я не оставляю.
Олег Кузнецов и его коровы и бычки
Олег Кузнецов когда-то работал ветеринаром в СЗАО «Проводник», но потом решил обзавестись собственным хозяйством.
Хозяйство он организовал в прошлом году, начав с двух коров, птицы и баранов, отремонтировал старый, полуразвалившийся коровник, находившийся на земле, взятой им в аренду. Весной 2016 года он как начинающий фермер получил грант на закупку молочного скота, техники и реконструкцию фермы. Сейчас поголовье крупного рогатого скота увеличилось до 10 голов: пять коров (черно-пестрые и одна голштинка) и пять бычков на откорме. В планах - увеличение дойного стада до 10 - 15 голов, бычков – до 30, но это уже на доходы от хозяйства, так как выделенные государством полтора миллиона «сильно не растянешь».
Вместе с партнером, Александром Бектовым, фермер закупил оборудование для молочного цеха, для изготовления комбикорма, косилку, ворошилку. Уже работает магазин, где реализуется мясная и молочная продукция, есть свой сайт и постоянные клиенты, не только местные, но и из Москвы.
– Сейчас мы делаем творог, сметану, в планах - изготовление сыров, но для этого нужны большие вливания, – рассказывает Олег Кузнецов. – Спасибо за поддержку районной администрации и лично Наталье Егоровой — не оставляют нас. Вот сейчас мы решаем проблему с земельным участком. Ферма и 10 га земли у нас в аренде, мы платим частному лицу около 30 тысяч рублей в месяц - это нас просто душит.
– И еще за воду, за электричество?
– Да, и еще 30 тысяч в месяц платим за электроэнергию. Вода у нас сейчас привозная - скважину или централизованный водопровод будем делать на новом участке, который рассчитываем получить в собственность. На нем и ферму новую будем строить.
– Земли вокруг много, – добавляет Александр Бектов, — и вся пустая. Хозяева ее, частники, как собаки на сене, сидят: или не отдают или такую аренду заламывают, что брать ее невыгодно.
– Как я понимаю, со сбытом у вас проблем нет?
– Сбыт налажен, но мы надеемся увеличить хозяйство и, соответственно, расширить сбыт. В принципе, мы готовы сотрудничать с сетевиками, но они выдвигают невыгодные условия. Они предлагают брать продукты на реализацию, а деньги отдавать по факту продажи: продадут - нам деньги, не продадут - вернут испортившийся продукт. Учитывая, что цены они прилично увеличивают по сравнению с закупочными, они в любом случае останутся в выигрыше. Они-то ничем не рискуют, мы же останемся в убытке. Так что пока с сетевиками ничего не получается.
– Наемные рабочие в вашем хозяйстве есть?
– Трое, как и положено по условиям гранта.
– А с техникой проблем не возникает?
– Трактор у нас есть, но он старенький, ломается часто. Конечно, нужен новый, но все упирается в деньги. Мы и животных сейчас готовы были бы содержать больше. Но племенные хозяйства предпочитают продавать крупными партиями, голов по 50 - на это никаких грантов не хватит. А банки кредиты предлагают такие, что они нас удушат в первый же месяц. Особенность создания фермы в том, что прибыль она будет приносить только через год, в лучшем случае - через полгода. А банки требуют выплаты по кредиту в первый же месяц. Из каких средств их платить? И в чем тогда смысл кредита для нас? Давайте посмотрим: мы берем кредит на 1 миллион рублей. Ежемесячные проценты с него будут составлять около 100 тысяч. Плюс еще сам кредит надо выплачивать, это 150 - 180 тысяч в месяц. А если прибыли еще нет, то выплаты по кредиту мы, получается, будем платить тем же самым кредитом. Замкнутый порочный круг.
– А выход?
– Отсрочка на год или хотя бы на полгода. Или нужен спонсор.
– Это реально?
- Хочется верить. По крайней мере, мы надеемся на лучшее.
Критерии, по которым отбираются хозяйства для получения гранта
• Профессионализм претендента: наличие высшего образования, предпочтительно сельскохозяйственного, опыт работы по специальности (либо не по специальности, но больше 10 лет); наличие подсобного хозяйства; рекомендации от органов власти.
• Наличие бизнес-плана: подробное описание предприятия; привлечение инвестиций, особенности производства, система маркетинга; изучение рисков; эффективность деятельности, подтвержденная расчетами и т. д.
• Сельхозобъект должен иметь обеспечение: стартовый капитал – 30% от нужной на проект стоимости или наличие большого количества животных или птиц; наличие в собственности других объектов для занятия сельским хозяйством.
• Налаженность сбыта готовой продукции: если у фермера уже есть налаженная сеть сбыта, его проект получит больше преимущества.
• Социальная значимость: учитывается отдаленность территории и наличие на ней других организаций, связанных с сельским хозяйством.
В 2016 году на развитие сельского хозяйства в России выделено около 240 млрд рублей, а до 2020 года планируется выделить почти 2 трлн рублей.
Как считают специалисты, для полного импортозамещения в мясной и молочной промышленности требуется около семи лет, в производстве овощей и фруктов - около пяти лет.
Принт-версию читайте в ближайшем выпуске газеты "Ять".