Алексей».
В Коломне туристов штрафуют регулярно за отказ от предоставления туристических услуг, о чем говорит Юлия Симакова, специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора. Происходит это потому, что многие из них просто-напросто не читают договор, который подписывают. «Покупая тур заблаговременно, клиенты турфирм просто не задумываются, что могут случиться непредвиденные обстоятельства и от отдыха придется отказаться», - обращает внимание Ю. Симакова. И действительно, как правило, турист впервые читает договор, когда сталкивается с проблемой, с удивлением обнаруживая в документе строку, прописывающую штраф за отказ от тура. «Чаще всего штрафы рассчитываются турфирмами в процентном соотношении от стоимости тура и количества дней, оставшихся до заезда», - говорит специалист.
Юлия Симакова убеждает, что включение в договор штрафных санкций за отказ от путевки является незаконным. «Это ущемление прав потребителя, - утверждает специалист Роспотребнадзора. - Согласно статье 32 Закона о защите прав потребителей, человек имеет право отказаться от исполнения договора. Единственные фактические затраты, которые действительно должен возместить турист, - это затраты турагентства или туроператора по формированию тура. Но их объем на момент аннуляции тура должен быть подтвержден документально».
В арбитражной практике существуют примеры, когда туроператора или турагента обязывали полностью вернуть денежные средства, полученные от клиента, из-за отсутствия доказательств понесенных по договору расходов. В соответствии со ст. ст. 779, 782 ГК РФ «при отсутствии услуги и фактически понесенных расходов исполнитель обязан вернуть деньги».