354  Елена Сомова
https://kolomna-spravka.ru/novosti/1825-y-odin-no-samyy-vazhnyy-v-zhizni-pushkina-kak-on-prevratil-ssylnogo-poeta-v-nashe-vse
Коломна‑Справка.ру
https://kolomna-spravka.ru/assets/images/logos/ks_full_logo.jpg
https://kolomna-spravka.ru/assets/images/logos/ks_full_logo.jpg
140411, RU, Коломна, пр-т Кирова, д. 24А
+79260990012

1825-й: один, но самый важный в жизни Пушкина. Как он превратил ссыльного поэта в «наше все»?

1825-й: один, но самый важный в жизни Пушкина. Как он превратил ссыльного поэта в «наше все»?

июня страна отметила 226-ю годовщину со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина - основоположника современного литературного языка. Пушкинский день, воспевающий творчество великого русского поэта, существует с 1997-го, а День русского языка появился в 2011 году. Несмотря на то, что биографию писателя изучает каждый школьник, многие из фактов его жизни и творчества остаются малоизвестными, а в некоторые популярные мифы люди верят до сих пор. Очень важным в биографии поэта оказался 1825 год. Не будь тех событий, мы бы, возможно, знали сегодня другого Пушкина. О том, как повлиял всего один год на творчество и жизнь поэта, поговорили с доктором филологических наук, профессором ГСГУ Анатолием Кулагиным.

1825-й: один, но самый важный в жизни Пушкина. Как он превратил ссыльного поэта в «наше все»?

- Анатолий Валентинович, с каким багажом подошел Пушкин к 1825 году?

- Летом 1824 года у Пушкина завершилась южная ссылка. Непосредственный его начальник, новороссийский губернатор граф Воронцов, которого молодой и своенравный подчиненный очень сильно раздражал, добился, чтобы Пушкина из Одессы убрали. И его убрали – отправили на новое место ссылки, в его родовое имение Михайловское Псковской губернии. Несколько месяцев поэт пребывал в подавленном состоянии: после оживленного портового города оказаться в глухой русской деревне, где общаться было особенно не с кем, а до ближайших соседей по имению ехать несколько верст... Да и не к каждому соседу поедешь. Пушкину повезло хотя бы, что недалеко от Михайловского, в селе Тригорское, жила семья Осиповых-Вульфов, с которой он подружился и у которой обрел, можно сказать, второй дом. Но поначалу ему, повторю, было очень тягостно.

- Как же он спасался от тоски?

- Поэту помогло творчество. Спустя годы он скажет о михайловской поре стихами: «Поэзия, как ангел-утешитель, Спасла меня, и я воскрес душой». Что же произошло? В деревне Пушкину впервые по-настоящему открылась Россия. Оглянемся на его «домихайловскую» жизнь: детство в Москве, в двенадцать лет отъезд в Лицей, шесть лет учебы в Царском Селе – столичном пригороде, три года жизни в Петербурге, четыре года ссылки в Кишиневе и Одессе. Все эти места дали Пушкину много жизненных впечатлений, но это не была глубинная, деревенская Россия, которая теперь стала местом его жительства. Вот тут и пришел в его поэзию истинный «русский дух» (что, впрочем, ничуть не противоречило высокой европейской эрудиции Александра Сергеевича). Тут он впервые по-настоящему оценил фольклор, записывая от крестьянок народные песни (эти записи сохранились). В 1825 году в Михайловском им написано с опорой на традицию народной песни знаменитое стихотворение «Зимний вечер». Он открывает для себя русскую историю во всем ее трагизме: в том же 1825-м создана национальная трагедия «Борис Годунов», в которой Пушкин погрузился в эпоху Смуты и размышлял о природе власти, о ее отношениях с народом.

- Что еще, кроме соприкосновения с жизнью русской глубинки, послужило вдохновением для творчества?

- В Михайловском для поэта ожил сам дух русской истории, соприкасавшийся с историей его собственной семьи: имение это было пожаловано императрицей Елизаветой Петровной пушкинскому прадеду Абраму Петровичу Ганнибалу – крестнику Петра Великого. Что касается «Бориса Годунова», то это новаторское произведение, в котором автор разрушил устаревшие каноны классической драматургии, пресловутые «три единства»: действия, места и времени, при отсутствии побочных сюжетных линий. Пушкинская трагедия решительно выходит за эти рамки. В тот же год написана поэма «Граф Нулин» – шутливая, однако имеющая для Пушкина принципиальное значение: в ней опробована манера реалистического стихотворного повествования о сельской жизни: «В последних числах сентября (Презренной прозой говоря), В деревне скучно: грязь, ненастье…» В Михайловском пишутся картины усадебной жизни «Евгения Онегина», которых не было бы, если бы не михайловские впечатления. И вообще, трудно представить себе, какой была бы эта «энциклопедия русской жизни», если бы ее автор не поселился в деревне. Так что тревога его друзей по поводу губительности деревенской ссылки («Кто творец этого бесчеловечного убийства!» – восклицал в одном из писем Петр Вяземский), к счастью, не оправдалась. Возможно, Пушкин умел извлекать позитивный смысл из любых неблагоприятных обстоятельств. Недаром поэт ХХ века Булат Окуджава назвал его «счастливчиком».

- Что, кроме творчества, поддерживало поэта в этот период?

- Друзья. В январе 1825 года в Михайловское заехал по пути его ближайший лицейский друг Иван Пущин с двумя бутылками шампанского и списком неопубликованной комедии Грибоедова «Горе от ума». Так Пушкин получил возможность прочесть это великое произведение еще до публикации. Встреча с Пущиным запечатлена в известных стихах: «Мой первый друг, мой друг бесценный!..» Больше они не увидятся: после декабристского восстания (и это тоже 1825 год!) Иван Иванович будет осужден и отправлен в Сибирь, а Пушкин, как будто чувствуя неладное, пишет именно в дни восстания, 13 и 14 декабря, уже упоминавшуюся поэму «Граф Нулин», где за шутливым сюжетом вдруг пробиваются серьезные, очень личные строки как воспоминание о встрече с другом: «Кто долго жил в глуши печальной, Друзья, тот, верно, знает сам, Как сильно колокольчик дальный Порой волнует сердце нам. Не друг ли едет запоздалый, Товарищ юности удалой?..» Есть предание, что Пушкин, которому запрещено было выезжать из деревни, однажды – в декабре 25-го – собрался тайно съездить в Петербург, навестить друзей, но дорогу ему перебежал заяц (плохая примета!), и не лишенный суеверия поэт решил не искушать судьбу и вернулся. А иначе попал бы в самый эпицентр мятежа…

В том же году Михайловское посетил другой любимый лицейский друг – Антон Дельвиг. И опять были разговоры до зари под «шипенье пенистых бокалов». Отмечали и выход альманаха «Северные цветы» 1825 года – совместного литературного детища Пушкина и Дельвига. Впредь это издание будет выходить ежегодно, а пока друзья радовались «первой ласточке» – первому выпуску альманаха, ставшего печатной трибуной литераторов пушкинского круга. А в Тригорском в тот же год произошла знаменитая благодаря пушкинским стихам встреча с Анной Керн, приехавшей навестить своих родственников, Осиповых-Вульфов… В общем, год оказался удивительным во всех отношениях.

- Каков был итог этого года? Можно ли из него перекинуть мостик к последующим событиям в жизни Александра Сергеевича?

- Провожая 1825-й, поэт еще не знал, что ждет его впереди. Ссылка кажется бесконечной, хотя радость творчества и дружеского общения перевешивает тоску. Между тем год 1826-й готовил поэту новый серьезный жизненный поворот: в сентябре его внезапно вызовут в Москву, на аудиенцию к новому императору Николаю I. Это будет очень тревожный момент: поэт не знал, зачем его везут. Не судить ли за дружеские связи с декабристами? Нет, ссылка завершится, он получит разрешение жить сначала в Москве, затем в Петербурге, и начнется новая страница его жизни. Но 1825 год сделал свое дело, превратив опального и ссыльного Пушкина в нашего первого национального поэта.

Фото: /Медиахолдинг «Ять»,
ГСГУ

гсгу анатолий кулагин коломна и пушкин интервью образование
Поделиться:
Нравится ли вам эта новость?
2
0

Новости Коломны за 11 июня 2025 года

Занимаетесь ли вы спортом?

Свежий номер

Ять № 26 - 08.07.2025
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечивать правильную работу нашего веб-сайта и анализировать сетевой трафик.
Условия обработки персональных данных
Мы используем файлы cookie.
Подробнее