Мы продолжаем рассказывать о героях, чьи имена носят улицы в Коломне. Еще одна из них – улица Спирина в Колычеве. Она появилась 1977 году при строительстве микрорайона и получила имя земляка, летчика Ивана Спирина, первым из коломенцев ставшего Героем Советского Союза. Этого звания он был удостоен за первый в мире полет на Северный полюс.
Бредил небом
Родился Иван Тимофеевич 28 июля (9 августа) 1898 года в Коломне. Детство провел в селе Нижнее Хорошово. После окончания школы работал ремонтным и подсобным рабочим на станции Голутвин. В 1918 году был призван в Красную армию, участвовал в гражданской войне. А дальше его, можно сказать, профессия выбрала сама: в 1920 году он попал в авиацию – работал аэрологом 2-го боевого отряда эскадры тяжелых кораблей «Илья Муромец», а потом и начальником технической части авиационного отряда. В то время многие юноши бредили небом: это было престижно, перспективно, самые большие научно-технические прорывы совершались в области авиации.
Рекорды дальности
Работая в авиации, Иван Спирин выучился на летчика и уже в 1925 году совершил первый экспериментальный полет вне видимости земных ориентиров – по приборам и штурманским расчетам. Знаменательно, что полет этот совершался из Москвы в его родную Коломну. В том же году он совершил первый дальний перелет Москва – Пекин (сейчас это порядка 5800 км и семь-восемь часов в пути). В 1927 году Иван Спирин принял участие в большом европейском перелете, а через два года разыскивал в Арктике потерпевших аварию американцев.
В 1930 году на самолетах Р-5 участвовал в групповом полете по маршруту Москва – Севастополь – Анкара – Тбилиси – Тегеран – Термез – Кабул – Ташкент – Оренбург – Москва. За 61 час 30 минут летчики преодолели 10 500 километров. Все шесть участников экспедиции Большого восточного перелета получили орден Красной Звезды.
А в 1934 году экипаж в составе командира М.М. Громова, инженера А.И. Филина и штурмана И.Т. Спирина на одномоторном самолете АНТ-25 совершил перелет по маршруту Москва – Рязань – Харьков и установил рекорд дальности. Протяженность маршрута составила 12 411 км, это расстояние было преодолено за 75 часов. Предыдущий мировой рекорд французов Боссутро и Росси в 1932 году составил 10 601 км. За этот полет М.М. Громов получил звание Героя Советского Союза, члены экипажа И.Т. Спирин и А.И. Филин были награждены орденами Ленина.
Первая экспедиция на Северный полюс
В 1937 году коломенец дважды участвовал в экспедициях на Северный полюс. Он был флаг-штурманом первой в мире воздушной экспедиции на Северный полюс. Полет стартовал с Московского центрального аэродрома 22 марта, а 21 мая был успешно завершен посадкой на льдину, после того как Спирин, сделав все необходимые расчеты, заявил: «Под нами полюс!» С самолета на льдину высадилась четверка полярников во главе с И.Д. Папаниным, которые затем несколько месяцев дрейфовали в Северном Ледовитом океане, занимаясь научной работой. За выполнение этого задания правительства и героизм, проявленный в ходе Северной экспедиции, Ивану Спирину было присвоено звание Героя Советского Союза.
С сентября 1938 года И.Т. Спирин – начальник факультета авиаштурманов Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского, доктор географических наук, профессор.
В годы войны учил летчиков
Несмотря на возраст и ученые регалии, Ивану Тимофеевичу довелось повоевать. Во время Советско-финской войны (1939-1940 годы) он командовал боевой авиационной группой дальнего действия из 140 самолетов. С сентября 1940 года возглавлял 2-ю Ивановскую высшую школу штурманов.
Когда началась Великая Отечественная война, Спирин командовал авиационной группой дальнего действия из 200 самолетов. В 1941-1942 годах группа участвовала в обороне Москвы и нанесении бомбовых ударов по тылам противника. С марта 1942 года Иван Тимофеевич возглавил Высшую офицерскую школу ночных экипажей дальней авиации. За время войны школа подготовила порядка тысячи экипажей или около 4000 человек летного состава различных специальностей. С 1944 года – командир 9-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса, который выполнял специальные задания по перевозке людей и грузов с тыловых баз на передовые аэродромы войск 1-го, 2-го, 3-го Белорусских и 1-го, 2-го, 3-го Украинских фронтов. За проявленные мужество, умелое руководство авиационными частями и соединениями И.Т. Спирин был награжден орденом Отечественной войны I степени. Налетал порядка 9000 часов.
В мирное время
После войны до апреля 1948 года Иван Спирин вновь возглавил 2-ю Ивановскую высшую школу штурманов и летчиков авиации дальнего действия. В 1949 году стал начальником специального отделения Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского, с 1952 года – заместитель начальника штурманского факультета академии, доктор географических наук, профессор.
В 1955 году, выйдя в отставку, жил в Москве. В 1957 – 1960 годах – начальник военной кафедры МФТИ. Имел награды: Золотая Звезда Героя Советского Союза, три ордена Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени, орден Трудового Красного Знамени, два ордена Красной Звезды и многочисленные медали. Умер 4 ноября 1960 года, похоронен в Москве на Введенском кладбище.
В 1977 году одна из новых улиц в Колычеве получила имя Ивана Спирина. Год спустя в Мемориальном парке появилась аллея Героев, где установлен и бюст прославленного летчика. И хотя свою «Золотую Звезду» Спирин получил не на войне, его летные подвиги и в военное, и в мирное время прославили родной город.
Константин ТИЩЕНКО
Фото: Александр ВИТИН/Медиахолдинг «Ять»
При подготовке публикации использованы материалы из книги Анатолия Кузовкина «Их именами названы улицы Коломны»