В нашем городе много улиц, названных в честь героев Великой Отечественной войны. Особенно много их появилось в конце 1945 года и позже. Тогда новым улицам давали имена героев войны, которые были у всех на слуху: Черняховского, Матросова, Шилова, Леваневского… Они никогда не были в нашем городе, но в то время это было неважно. Возвращались с войны и живые герои. Некоторые из них, например, дважды Герой Советского Союза Василий Зайцев, ходили по улицам своего имени, другие же удостоились чести быть увековеченными уже после смерти.
В 2016 году новая улица в Колычеве получила имя Героя Советского Союза, летчика Сергея Захарова. Старшее поколение помнит этого приветливого человека, принимавшего активное участие в празднованиях Дня Победы и других памятных дат. А вот современные школьники, даже те, кто живет на улице Захарова или учится в расположенной там школе, практически ничего о нем не знают, и это несправедливо.
Сергей Захаров родился в 1918 году в деревне Кукишево Московской губернии, в крестьянской семье, третьим из четверых детей – у него были два брата и сестра.
В 1932 году его отцу Ивану Захарову предложили работу на Государственном артиллерийском ремонтном оружейном заводе (ГАРОЗ), и семья переехала в Коломну. Через три года отца не стало. Сергей оставил школу и решил пойти в ФЗУ при Коломенском машиностроительном заводе, а потом работать токарем в инструментальном цехе.
Как и многих мальчишек предвоенной поры, Сергея влекло небо. Вдвоем с братом Павлом они поступили в Коломенский аэроклуб им. Водопьянова. Там Сергей проявил выносливость, быструю реакцию, самообладание – качества, необходимые настоящему летчику. Когда в 1938 году его призвали в армию, зачислили в авиацию. Через год, в 1939-м, Сергей Захаров окончил Борисоглебскую военную авиационную школу и был отправлен служить младшим летчиком 45-го скоростного бомбардировочного авиаполка. Летал на самолетах У-2, Р-5, Р-6 и скоростных бомбардировщиках.
Начало военного пути
Вскоре началась Финская война, и полк, в котором служил Захаров, отправился на фронт. Сергей летал на скоростных бомбардировщиках в дневное время, участвовал в Бессарабской операции.
В 1941 году он стал слушателем 2-й Высшей школы штурманов ночных экипажей в Иванове, начальником которой был другой наш земляк - Иван Спирин. Захаров учился летать на дальнем бомбардировщике - ночном цельнометаллическом моноплане Ильюшина. После 22 июня школа эвакуировалась в г. Мары (Туркмения), где Сергей служил инструктором - обучал молодежь ночным полетам.
Лишь год спустя он попал на фронт, в только что созданный 752-й авиационный полк 24-й авиадивизии авиации дальнего действия. Был командиром экипажа в составе штурмана Александра Петрова и стрелка-радиста Леонида Трегубенко. С подмосковного аэродрома летали бомбить Кенигсберг, Варшаву, Будапешт и другие города, занятые противником. Приходилось совершать многочасовые перелеты в кислородных масках, когда температура в кабине опускалась до -30℃…
Награды
За эти дальние бомбардировочные полеты Сергей Захаров получил свой первый орден Ленина. Потом были оборона Сталинграда и Ленинграда. По воспоминаниям летчика, страшнее всего было перевозить высший офицерский состав: можно представить, что ждало бы экипаж в случае неудачи…
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство» старшему лейтенанту Сергею Захарову было присвоено звание Героя Советского Союза.
«На Берлин!»
Свой последний боевой вылет Сергей Захаров совершил 5 апреля 1944 года на Берлин, преодолев более 3000 километров. Чтобы оставаться незамеченным, пролетая над вражеской территорией, набирал высоту почти 7000 метров – тогда так высоко не летали. А на борту смертоносный груз – 10 бомб по 100 килограммов каждая, а еще горючее – в полете требовалась дозаправка.
Как вспоминал коломенец, это был очень тяжелый перелет: небо покрыто низкими облаками, ничего не видно. Чтобы не потерять ориентир, приходилось снижаться, лететь под облаками, на высоте 300 - 400 метров от земли, с риском быть сбитым. И летчик снова уводил ИЛ-4 ввысь. За линией фронта погода испортилась окончательно: полил дождь, а когда поднялись выше, началось обледенение. А впереди Кенигсберг, где серьезная противовоздушная оборона.
В 100 километрах от Берлина самолет осветили прожекторы, и сразу ударили зенитные пушки, но летчики отбили атаку и вернулись живыми на базу.
Этот перелет окончательно подорвал здоровье Сергея Захарова. Медицинская комиссия была неумолима: «Летать не может». Так за год до окончания войны для Захарова началась гражданская жизнь.
После войны
В 1947 году Сергей Захаров вернулся на Коломенский завод, где познакомился с Антониной Комаровой, своей будущей женой. В 1948 году родилась первая дочь Наталья, а потом – Ольга, Ирина и Елена.
В 1950 году он с отличием окончил Коломенский станкостроительный техникум, в 1954-м защитил диплом Московского института механизации и электрификации сельского хозяйства по специальности «техник-конструктор».
С 1960 года Сергей Иванович работал научным сотрудником в лаборатории Экспериментального научно-исследовательского института металлорежущих станков, которая находилась на ЗТС. В 1962-м стал руководителем лаборатории базовых деталей тяжелых станков, автором научных работ. Ветеран войны, орденоносец, Герой Советского Союза, успешный конструктор, он продолжал оставаться скромным и отзывчивым человеком.
Дочери, внучка и правнучки летчика, Героя Советского Союза Сергея Захарова на выставке «Герои с вечно русским сердцем».
Память
Супруги Захаровы прожили в любви и согласии почти 60 лет. Выросли дочери, родились внуки, которых Сергей Иванович очень любил. Всего у них с Антониной Петровной восемь внуков. 27 августа 2007 года Сергея Ивановича не стало, но память о таких людях остается навсегда.
На мемориальной доске, установленной на здании Коломенского аэроклуба, среди других выпускников есть и имя Сергея Захарова. 28 апреля 2015 года в Коломне на доме № 23 по улице Дзержинского, в котором он проживал, была установлена мемориальная доска. А в 2016 году в честь Сергея Захарова назвали улицу в Колычеве.
Ася ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото: Александр ВИТИН/Медиахолдинг «ЯТЬ»