Подведены итоги конкурса на премию губернатора Московской области «Лучший учитель-предметник и лучший учитель начальных классов» 2024 года. Лучшим преподавателем музыки в школах Подмосковья стала Людмила Южина, которая работает в коломенском лицее № 4. Мы поговорили с Людмилой Анатольевной об особенностях профессии, о подходах к преподаванию и о том, как неосновной предмет в школе определяет многое в жизни человека.
- Расскажите, как вы пришли в профессию. Почему стали именно учителем музыки?
- На выбор профессии повлияла моя мама Татьяна Алексеевна Мельникова. Она заслуженный учитель РФ, почетный работник образования, учитель начальных классов. С детства я была причастна к ее работе, видела, как мама ведет уроки, помогала готовить учебные пособия, каждое лето участвовала в ремонте школьных кабинетов. Думаю, в моих словах узнают себя многие дети учителей. Школа была для мамы не просто местом работы, а вторым домом, где все делалось своими руками.
За любовь к музыке я тоже должна сказать спасибо родителям. Я с отличием окончила музыкальную и художественную школы. Маме с папой было непросто тянуть наши с сестрой дополнительные занятия, но они старались дать нам все самое лучшее. Мама всегда хотела, чтобы в нашей жизни было больше творчества – кружки, концерты, школьные праздники. С раннего детства мне нравилось дарить людям радость через музыкальное искусство, поэтому я выбрала профессию учителя музыки.
- Все ли дети могут учиться музыке? Как быть с теми, у кого нет музыкальных способностей? Можно ли их развить?
- Прежде всего уроки музыки направлены на общее музыкальное развитие. Здесь не нужно выдающихся талантов. За один урок в неделю невозможно развить профессиональные способности у ребенка, но с этим прекрасно справляются музыкальные школы.
Музыка является универсальным видом искусства. Умение ее слушать и понимать очень важно для любого человека, для формирования личности. Задача музыкальных уроков – культивировать и развивать эстетические чувства, правильное представление о красоте, расширять кругозор и развивать высокий художественный вкус.
Все виды деятельности на уроках музыки (пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах) тесно связаны с психическими процессами, они требуют внимания, наблюдательности и интеллекта. Большое значение имеют и творческие задания, в которых не обойтись без личностного участия, импровизации, а зачастую и командной работы. При этом дети учатся бороться со стеснительностью, высказывать свое мнение, искать нестандартные пути решения задач.
- На что нацелен предмет «музыка» в современной школе? Что это дает школьникам, которые не свяжут свое будущее с искусством?
- Музыка отвечает за важнейший аспект школьного образования – формирование культурного кода у подрастающего поколения. Учителя музыки, которых зачастую не ставят на один уровень с преподавателями экзаменационных дисциплин, выполняют при этом одну из главных функций – воспитание духовно-нравственной личности. Это же очень важно – рассказывать школьникам о великом наследии России, формировать у них этические и нравственные представления, прививать любовь к Родине и гражданскую ответственность.
На уроках с детьми мы погружаемся в ценности нашей страны: национальный гимн, произведения с патриотической направленностью – все это часть школьной программы, которая способствует укреплению чувства принадлежности к нашей стране, нашей общей идентичности.
История – еще одна неотделимая часть моих уроков. Мы не можем рассказывать о великих музыкальных произведениях, обходя исторические события. Традиции, обычаи, культурные и религиозные особенности – все это незримой нитью проходит через каждый урок и остается в памяти ребенка.
А еще через музыкальное искусство раскрываются личности наших великих соотечественников: легендарные композиторы, герои музыкальных произведений, деятели искусства – это гордость нашей страны, пример для подражания. Поэтому предмет «музыка» полезен всем обучающимся. Главное, чтобы ребенок научился понимать и любить музыку. Музыка - это воспитание души и сердца. Она развивает, делает человека добрее.
- Что самое трудное в вашей профессии? Можно ли понять сразу, с каким классом будет интересно работать, а с каким тяжело?
- В любой профессии есть свои сложности. Но если ты хочешь добиваться успехов в работе, необходимо полностью отдаваться своему делу, невзирая на сопутствующие проблемы, а это очень тяжело. Я всегда стараюсь работать на результат, мне нравится, когда я вижу плоды своего труда, например, победы своих учеников в творческих конкурсах, в различных олимпиадах по музыке, в ученических научных конференциях, но особенно приятно видеть, как загораются глаза детей на уроках или когда они с удовольствием бегут на репетиции перед школьными концертами. В такие минуты чувствуешь себя по-настоящему счастливым человеком, который находится на своем месте.
Мне интересно найти и зацепить те струны детской души, которые помогут ребенку понять свои эмоции, чувства, свою идентичность. И здесь нет каких-то общих требований, это возможно только через личностно-ориентированный подход. Для каждого ученика этот путь будет разным. Кто-то сразу эмоционально откликается на происходящее, кому-то нужно больше времени. Для лучшего результата детей необходимо погружать в «ситуацию успеха», то есть дать им возможность почувствовать себя успешными, обрести уверенность в своих способностях и возможностях. Именно так реализуется федеральный проект «Успех каждого ребенка», направленный на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей.
- Расскажите о конкурсе. Как вы к нему готовились? Насколько трудно было победить?
- В конкурсном отборе учителей-предметников и учителей начальных классов на присуждение премии губернатора Московской области «Лучший учитель-предметник и лучший учитель начальных классов» я участвовала впервые. Победителей выбирали в 18 дисциплинах — по 17 учебным предметам и среди педагогов начальной школы. К слову сказать, в данном конкурсе можно участвовать только один раз.
Прежде чем попасть на региональный уровень, мне предстояло пройти отбор на школьном и муниципальном этапах. Каждый претендент на премию должен был представить жюри видеовизитку с рассказом о себе и своей деятельности, фрагмент открытого урока по своему предмету, представить личные достижения за годы работы в общеобразовательном учреждении и пройти собеседование с представлением своего опыта методической работы. Самым сложным оказалось показать урок на 15 минут, то есть сократить его в три раза, не утратив при этом логическую линию и завершенность познавательного процесса. Такой урок должен быть ярким и запоминающимся, ведь конкуренция очень сильная.
Хочется отметить, что при подготовке к конкурсу меня поддерживало много людей. Большая благодарность сотрудникам Учебно-методического центра «Коломна»: Анатолию Козловскому, Юлии Мулярчук, администрации лицея № 4 и, в частности, директору Наталье Ерасовой, моим коллегам и, конечно, моей любимой семье.
Беседовала Ася ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото: архив Людмилы Южиной