19:05
четверг, 21 ноября
2024-10-15T10:58:00.000Z
https://kolomna-spravka.ru/news/54183
https://kolomna-spravka.ru//storage/news/54/54183/b_670e20acba6d87.61061204.jpg
ООО Медиахолдинг Ять
https://kolomna-spravka.ru/design/images/logos/logo.png
140410, г. Коломна, ул. Фрунзе, д. 46, 3 этаж, офис 273
+74966124009
15-10-2024 10:58 946

Чтим память наших земляков: коломенцы посетили место гибели бронепоезда № 1 «За Сталина!»

Чтим память наших земляков: коломенцы посетили место гибели бронепоезда № 1 «За Сталина!»

11 октября делегация из Коломны побывала на месте первого и последнего боя коломенского особого бронепоезда № 1 «За Сталина!». На протяжении многих лет наши земляки посещали место гибели экипажа боевой машины, чтобы почтить память павших. Исключением стали последние четыре года, когда в силу разных причин поездки не проводились. В этом году добрую традицию решили возродить. К  памятнику бронепоезду № 1 «За Сталина!», расположенному близ деревни Барышово Гагаринского района Смоленской области, отправились три брендированных автобуса Российского военно-исторического общества. В составе делегации были 150 человек, среди которых родственники бойцов бронепоезда, члены поискового отряда «Дон Кихоты», работники Коломенского завода, представители РВИО, юнармецы, историки, учителя и школьники.

Бронепоезд № 1, имевший собственное имя «За Сталина!», вошел в историю Великой Отечественной войны как символ мужества и доблести. На него советское командование возлагало большие надежды – бронепоезд должен был участвовать в битве под Москвой осенью 1941 года, но погиб в своем первом бою.

Это трагическая и героическая история. 1941-й, первый год Великой Отечественной войны, был тяжелейшим на всех фронтах. Враг решительно шел на Москву, а наши войска, неся огромные потери, оставляли один населенный пункт за другим. На линии боевого соприкосновения в то время царил настоящий хаос. Георгий Жуков считал, что самый опасный момент - это период с 6 по 13 октября, когда противник мог прорвать Можайскую линию обороны и без особых препятствий дойти до Москвы.

В окружение под Вязьмой тогда попала огромная группировка наших войск - более миллиона человек. Чтобы вызволить их из котла, была назначена операция по отвлечению внимания немцев. Один из точечных отвлекающих боев должен был завязать коломенский бронепоезд № 1 «За Сталина!» недалеко от Гжатска (ныне Гагарин).

Особый бронепоезд изготовили на заводе имени Куйбышева. Деньги на его строительство собирали коломенцы. Рабочие трудились день и ночь, и уже через два месяца около тысячи работников Коломзавода заявили о своем желании стать членами его экипажа и отправиться в бой.

9 октября 1941 года бронепоезд отбыл на фронт. Первичная задача состояла в том, чтобы отвлечь внимание врага и вывести из строя немецкую технику, находившуюся в районе Гжатска. 11 октября состоялся роковой бой. Бронепоезду удалось совершить всего два выезда, второй из которых оказался последним: по машине начали с небольшого расстояния бить немецкая артиллерия и самоходное штурмовое орудие дивизии СС «Рейх». Первым же ударом был перебит тормозной рукав, затем взорван котел. Бронепоезд застыл на месте. Экипаж вел бой около двух часов. Отступая, бойцы старались забрать раненых. Большая часть экипажа погибла, однако выполнила боевую задачу, на несколько часов задержав врага, рвавшегося к Москве, и тем самым дав шанс на спасение сотням бойцов Красной армии.

Бронепоезд даже не успели зарегистрировать как боевую единицу, по документам его просто не было. Неудивительно, что судьбы бойцов остались невыясненными… Этой работой занялись коломенцы.

С тех пор прошло 83 года, но изыскания ведутся до сих пор. Изучено множество документов, написаны книги, опубликованы воспоминания, создан Музей боевой славы, поставлен памятник… Но ответы найдены не на все вопросы.

В далеком 1965 году учащиеся средней школы № 26, члены краеведческого кружка под руководством учителя истории Натальи Николаевны Гальпериной заинтересовались судьбой трагически погибшего экипажа особого бронепоезда № 1 «За Сталина!». В 80-е годы эстафету подхватили участники коломенского поискового отряда «Дон Кихоты». Они ездили в поисковые экспедиции на место гибели бронепоезда, по крупицам собирали рассказы очевидцев, искали остатки боевой машины и останки бойцов. Они приложили немало усилий, чтобы под Гжатском на месте рокового боя была установлена стела с именами погибших бойцов. Большую роль в изучении судьбы коломенского бронепоезда сыграла руководитель отряда «Дон Кихоты» Лилия Немцева. Она 40 лет посвятила тому, чтобы выяснить, что же произошло с коломенской бронемашиной, собрала внушительный архив сведений о бронепоезде № 1, установила контакты с потомками бойцов, выпустила книгу «Судьба бронепоезда № 1: героическая и трагическая», создала школьный музей, посвященный подвигу коломенцев.

Надо отметить, что ни деталей бронепоезда, ни останков бойцов до 2013 года найдено не было. Возникла даже версия, что бронепоезд после боя отправили в Германию, чтобы восстановить, а бойцы лежат в основном под современной железнодорожной насыпью, которую после войны перенесли. И если первая версия подтверждения не получила, то вторая оказалась верной: останки 15 бойцов коломенского бронепоезда были обнаружены в мае 2013 года под насыпью железнодорожными рабочими. Бойцов с почестями захоронили на воинском мемориале Старого кладбища в Коломне.

На протяжении многих лет коломенцы ездят на место гибели бронепоезда, тесно сотрудничают с администрацией Гагаринского района, которая помогает ухаживать за памятником. В этом году на место гибели бронепоезда отправилась делегация из 150 человек. Коломенцы почтили память своих героических земляков у памятника, установленного 34 года назад.

Андрей Ваулин, председатель Местного отделения Российского военно-исторического общества в г. о. Коломна:

«После долгого перерыва силами Российского военно-исторического общества мы возобновляем традицию проведения памятных митингов и чтим память наших земляков, героически погибших в бою с немецкими захватчиками. Очень ценно, что сегодня здесь собрались родственники членов экипажа бронепоезда, представители Коломенского завода, где был изготовлен бронепоезд, поисковики. Радостно видеть здесь школьников, потому что именно им мы будем передавать эстафету памяти о героическом подвиге рабочих Коломенского завода. Уверен, что трагическая история, к которой вы, ребята, прикоснетесь, не оставит вас равнодушными, а главное - вы не предадите ее забвению. Мы своей стороны будем делать все, чтобы каждый год собирать на этом месте все большее число коломенцев».

Лилия Немцева, командир поискового отряда «Дон Кихоты», автор книги «Судьба бронепоезда № 1: героическая и трагическая»:

«Когда-то мы были юными, и нам хотелось сделать что-то хорошее. Неслучайно судьба привела на это место, и вот уже 40 лет оно наше, родное. Оно намоленное. Когда мы приезжаем сюда, то что-то необыкновенное происходит с душой. Мы снова возвращаемся в нашу молодость и понимаем, что… знаете, как в советской песне: «А без меня, а без меня здесь ничего бы не стояло...» Но особое спасибо гагаринцам: каковы были наши радость и изумление, когда на табличке дома мы увидели название улицы - она носит имя Петра Алыбина, командира нашего бронепоезда, который погиб в этом бою. Низкий поклон местным жителям, которые на протяжении 40 лет бережно ухаживают за нашим памятником, и это место остается для них важным».

Александр Егоров, внук бойца бронепоезда, директор военно-исторического комплекса «Коломенский кремль», член Совета по сохранению исторической памяти Местного отделения РВИО (г. о. Коломна):

«Каждый раз, когда подходишь к этому памятнику и погружаешься в эту атмосферу, понимаешь, насколько велик наш народ, насколько неподражаемы русские люди. Просто вдумайтесь: в июне началась война, а в октябре был изготовлен бронепоезд, построенный на деньги заводчан. И его экипаж состоял из рабочих завода, которые бросили семьи, работу и встали грудью на защиту страны, чтобы остановить врага. Они задержали продвижение немцев к Москве тогда, когда каждый час, каждая минута были на счету. Это колоссальный подвиг! Мы об этом помним и будем помнить всегда!»

Вячеслав Степанкевич, директор по эксплуатации и безопасности производственной деятельности АО «Коломенский завод»:

«11 октября 1941 года - это памятная дата в боевой истории Коломенского завода. 83 года назад сотрудники Коломенского завода стали бойцами Красной армии и выдвинулись вместе с особым бронепоездом № 1 «За Сталина!» в свой боевой путь. Они исполнили свой долг до конца. Призываю помнить подвиг наших отцов и дедов. Особую благодарность хочется выразить администрациям г. о. Коломна и города Гагарина, членам Российского военно- исторического общества, краеведам, поисковым отрядам «Дон Кихоты» и «Суворов». Мирное небо над головой - это наследие наших дедов».

Евгений Козлов, в 1987 году был вторым секретарем Коломенского горкома комсомола:

«Дорогие друзья! Несчетное количество раз мы здесь, наверное, были с момента установки памятного знака в 1987 году. Я тогда работал секретарем горкома комсомола в Коломне. И когда наши «Дон Кихоты» обратились с предложением поставить здесь памятный знак, то Гагарин откликнулся, и мы поддержали. Буквально через несколько месяцев здесь работал студенческий строительный отряд. Тогда на памятнике была лишь часть фамилий. Со временем добавились фамилии бойцов бронепоезда, которые удалось установить позже. Сегодня работа продолжается».

Владислав Сиваков, ученик 10 класса лицея № 4:

«Поездка была очень информативной. Я считаю, что важно сохранять историческую память и очень ценно было побывать на месте гибели бронепоезда. Мы смогли почувствовать себя причастными к большой истории. Очень проникся историей людей, которые посвятили свою жизнь изучению судьбы бронепоезда, искали факты, очевидцев, по крупицам восстанавливали события военных лет, чтобы мы знали об этом».

Василий Левин, ученик 8 класса гимназии № 8:

«История бронепоезда мне была известна до этой поездки, я бывал в нашем школьном музее. Но сегодня я узнал много новых интересных фактов, услышал истории людей, которые являются родственниками погибших членов экипажа бронепоезда, а также тех, кто занимался поисками пропавших бойцов. Проникся атмосферой, захотелось самому  более подробно изучить эту тему. Нам надо помнить историю своей страны».

Подготовили Ольга БАЛАШОВА, Анна НЕСТЕРОВА

Фото: Анна НЕСТЕРОВА/Медиахолдинг «ЯТЬ», Коломенский завод

Видео: Анна НЕСТЕРОВА/Медиахолдинг «ЯТЬ»

 

 

Нам интересно Ваше мнение о материале
8
1
2
« Октябрь, 2024 г »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Занимаетесь ли вы спортом?
Всего голосов: 369
Занимаюсь время от времени
11.9% (44)
Тренируюсь активно и регулярно
7.6% (28)
Занимаюсь лечебной физкультурой
3.3% (12)
Делаю зарядку по утрам
8.9% (33)
Я профессиональный спортсмен
1.1% (4)
Просто стараюсь больше двигаться
25.7% (95)
Огород - лучший фитнес
19.5% (72)
Веду малоподвижный образ жизни
22% (81)