В детстве слово «Запруды» приходилось слышать часто. Бабушка прожила там значительную часть своей взрослой жизни, вырос отец, остались друзья и знакомые, к которым мы с семьей иногда ходили в гости. Название в детстве удивляло. Есть какие-то пруды – это понятно. А есть «запруды». Но по-русски так не говорят, правильно «за прудами». Кстати, никаких прудов тогда мне известно не было: с единственным прудом, который местные называют Озерко, довелось познакомиться позже. Запруды начинались сразу за Коломенкой, значит, за рекой, а не за прудами. Или кто-то перепутал и назвал речку прудом? В общем, загадок было много, и уже это рождало интерес к старинному коломенскому пригороду, до которого от города буквально рукой подать.
Пригород первоначально назывался Запрудной слободой, и название это пошло то ли от мельницы с запрудой, то ли в самом деле от пруда, устроенного на малой речке Чуре, впадавшей в Коломенку (после строительства плотины в 1960 году речка исчезла). Слобода образовалась в конце XVI века, на Московской (Астраханской) дороге. Люди селились по берегам Коломенки и Чуры, по другую сторону от кремля. Сейчас Запруды ограничены с одной стороны берегом реки Коломенки, с трех других сторон улицами Заставной, Луговой и Олений Вражек.
Запрудная слобода была зажиточной: здесь селились купцы и богатые ремесленники. В конце XVIII века Запруды, как и остальная часть Коломны, получили новую, регулярную планировку улиц по проекту М.Ф. Казакова. И в настоящее время можно видеть, что улицы в Запрудах пересекают друг друга под прямым углом. Тогда же появилась площадь у Московской заставы, в настоящее время утраченная, а вот Запрудский парк (бывший общественный сад) сохранился.
Олений Вражек и Святое озеро
Необычное название для улицы, ограничивающей Запруды с юго-запада. Старинное слово «вражек» означает небольшой овраг. Почему «олений», история умалчивает. Возможно, в далекие времена в лесах поблизости водились эти грациозные животные, ходившие к речке Чуре на водопой.. Чура, вытекавшая из Озерка и впадавшая в Коломенку, промыла этот овраг. В 60-е годы, после строительства плотины, Коломенка разлилась, а Чура исчезла. Края оврага постепенно сгладились, он был застроен, и только красивое название улицы напоминает об этом.
Озеро Бельское, или Святое, от которого теперь осталось лишь небольшое Озерко, а скорее, пруд, обмелевший и заросший, некогда было частью усадьбы. В XIII-XIV веках на берегу озера стоял деревянный храм, при храме было кладбище. Столетие спустя и храм, и кладбище исчезли, но название Святое озеро употреблялось еще некоторое время. Называли его и Архиерейским прудом – возможно, здесь была одна из резиденций коломенских епископов, тем более что соседние Городищи также были архиерейским селом. Сведения из писцовых книг конца XVI века позволяют предположить, что церковь носила имя Петра и Павла, а кое-где упоминается даже монастырь с тем же названием. Кроме того, упоминаются и другие названия храмов: Введения Пречистой Богородицы, Димитрия Солунского и Василия Кесарийского - все деревянные. Есть упоминание и каменной старообрядческой церкви XVIII века на берегу озера Бельского, с кладбищем.
Кстати, известная легенда о церкви, ушедшей под землю при загадочных обстоятельствах (то ли из-за вражеского нашествия, то ли за грехи местных жителей) рассказывается не только у Пятницких ворот, на месте нынешней Крестовоздвиженской церкви, но и здесь. И Святое озеро будто бы потому и Святое, что образовалось на месте ушедшего под землю храма. А в особые дни слышится здесь из-под земли звон колоколов, но лишь тем, кто очень хочет услышать.
Храм Бориса и Глеба
Деревянная Борисоглебская церковь впервые упоминается в XVI веке. В 1716 - 1726 годах было выстроено каменное здание в стиле русского барокко. Деньги на строительство каменного храма дали местные жители К. Житников и Н. Набоков. В конце XVIII – начале XIX века храм перестроили. В 1790 году в Борисоглебской церкви крестили купеческого сына Ваню Ложечникова, будущего писателя Ивана Ивановича Лажечникова. Купцы Ложечниковы в прошлом были старообрядцами, но, вероятно, дед писателя Илья Акимович, в доме которого Ваня провел первые годы своей жизни, перешел в православие.
Главной святыней храма была икона святых страстотерпцев Бориса и Глеба начала XIV века: в полный рост, с житийными клеймами. После закрытия храма она была передана в Третьяковскую галерею, где находится и сейчас.
В начале XX века Борисоглебский храм посещал Федор Шаляпин, приезжавший в Коломну к своим друзьям-музыкантам Сергею Кусевицкому и Николаю Струве. Он пел за богослужением и остался доволен акустикой. По воспоминаниям местных жителей, от его голоса в церкви гасли лампады.
После закрытия храма в 30-е годы здание использовали под мастерские, склад, а во время войны здесь ремонтировали танки.
В 1995 году Борисоглебский храм передали Русской православной церкви. Он оказался самым разрушенным в Коломне. К настоящему времени полностью восстановлен.
Липовый парк
В XVIII-XIX веках перекресток у поворота с Астраханской улицы на Городищи представлял собой большую площадь на окраине города, у Московской заставы. В конце XIX века площадь благоустроили и посадили городской сад: по периметру квадрата пустовавшей земли высадили липы и кустарник и сделали две липовые аллеи крест-накрест. После войны деревья были уже высокими, в их пышных кронах вили гнезда грачи. Парк оставался любимым местом отдыха коломенцев.
К концу XX века Запрудский парк заглох и одичал: вековые липы требовали ухода, а кое-где грозили обрушением. В 2020 году его наконец облагородили: вырубили большую часть лип и весь кустарник, устроили дорожки, поставили малые архитектурные формы, провели освещение. Сейчас в старом парке проходят городские праздники, играют дети, отдыхают люди разных возрастов - парк вновь стал местом притяжения для жителей Запрудов.
Ася ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото: Александр ВИТИН/Медиахолдинг «Ять»