У поколения, выросшего в СССР, наверняка сохранились теплые воспоминания о праздновании 1 Мая. Праздник, изначально бывший политическим, с годами трансформировался в приятный выходной теплым весенним днем – повод выбраться на пикник, встретиться с друзьями и родными или наконец заняться любимой дачей, тоскующей после зимы по хозяйским рукам. Но когда-то праздник отмечали совсем не так.
Отличительной его особенностью была первомайская демонстрация. Вообще в СССР на демонстрации ходили дважды в год – 1 мая и 7 ноября. Но если в ноябре погода не баловала и участники шествия стремились побыстрее пройти мимо трибун с городским начальством и вернуться за накрытые столы, то весной прекрасная погода не торопила домой. После продолжительного шествия за праздничными столами долго не сидели, шли гулять. Нередко выезжали на природу: разводили костер, пекли картошку. А еще к 1 Мая готовили поздравительные открытки со словами «Мир, труд, май!», поделки в детском саду и начальной школе на уроках труда с цифрой 1 и цветами. Праздник назывался Днем международной солидарности трудящихся. С кем мы были солидарны и в чем? Давайте по порядку.
Как появился праздник?
Вы удивитесь, но дни труда отмечают в 140 странах мира. Название немного отличается, но везде фигурирует слово «труд». Не всегда совпадают и даты – в западных странах праздник труда чаще приходится на осень.
Прародителем Первомая считается забастовка рабочих в далекой Австралии 21 апреля 1856 года: они требовали ограничить рабочий день до восьми часов. Это превратилось в ежегодную акцию. Первые майские демонстрации прошли в 1886 году в городах США и Канады – рабочие требовали улучшения условий труда. После того как при разгоне демонстрации в Чикаго погибли шесть человек, по всему миру стали возникать подобные акции солидарности.
Первая акция солидарности в России, с демонстрацией и требованием восьмичасового рабочего дня, состоялась 1 мая 1890 года в Варшаве (тогда это была часть Российской империи). До революции протестные шествия в разных городах страны проходили ежегодно. В них участвовало даже духовенство.
Кстати, слово «маевка», как тогда назывались эти акции, гораздо более древнее, и означало трапезу (пикник) на весенней травке после первых полевых работ. Позднее под предлогом невинных маевок собирались для разговоров о политике – на природе, подальше от нежелательных глаз и ушей.
«Слава человеку труда!»
После Октябрьской революции праздник стал государственным. Первоначально в нашей стране 1 Мая называлось Днем Интернационала, однако прижилось более позднее название – День международной солидарности трудящихся. Нерабочим днем 1 мая стало с 1918 года. Позже к нему прибавился и следующий день – 2 мая.
Неизменным атрибутом праздника была демонстрация, как и на 7 ноября, с портретами вождей и актуальными на тот момент лозунгами: «Да здравствует мировая революция!», «Мир, труд, май!» и «Миру – мир!». Практически в каждом городе проводили торжественные мероприятия, на главных площадях выступали физкультурники и передовики производств. Во время Великой Отечественной праздник не отмечали, но он оставался значимым для страны. А вот первый салют в честь (тогда еще приближающейся) Победы дали 1 мая 1945-го.
Советские граждане шли под звуки музыки в колоннах трудовыми коллективами, совсем маленьких детей сажали на плечи. Практически каждый брал с собой на демонстрацию не только плакаты «Мир, труд, май!», но и букеты, и воздушные шары.
После войны праздник вернулся к прежнему размаху. Неизменными на Первомай остались демонстрации трудящихся и веселье, которое длилось два дня. А в 1968-м приняли решение проводить парады с техникой и военнослужащими в День Победы. Широко и массово 1 мая продолжали отмечать до перестройки.
В 1990-м прошла последняя официальная первомайская демонстрация, но традиции праздника сохранились. С 1992-го мы знаем 1 Мая под названием «Праздник Весны и Труда», а главным торжественным событием месяца стал День Победы. А 1 Мая в городах проводят демонстрации, устраивают фестивали, субботники, традиция же выездов на дачу или на природу сохраняется в России более ста лет.
Кстати, по времени Первомай часто совпадал с православной Пасхой. И хотя религиозные праздники в СССР не одобрялись, крашеные яйца и куличи все же оказывались на первомайском столе, а трава после пикников нередко была усыпана цветной скорлупой. А вот шашлыки тогда готовили редко: в советское время с мясом было, сами понимаете, не очень...
Анатолий Кузовкин, писатель, журналист, краевед: «Жили мы в кремле, на улице Пролетарской (сейчас улица Казакова). С 1 по 4 класс я учился в начальной школе № 8, которая находилась в нынешнем здании Краеведческого музея. Мы на демонстрации не ходили, а вот ученики среднего звена мужской школы № 3 в них участвовали. Утром 1 мая я просыпался от шума: со стороны третьей школы доносились радостные ребячьи голоса. Я одевался, выбегал за калитку и видел, как по переулку Мешкова (ныне улице Святителя Филарета) шли мальчишки. Все коротко остриженные, в руках - транспаранты, портреты руководителей государства, самодельные бумажные цветы, накрученные на ветки – было красиво. По переулку Мешкова они доходили до Ямской башни, через проем, который теперь заложен, попадали на площадь и дальше по Красногвардейской улице шли в сторону Мемориального парка, как мы тогда говорили, «к Рязанской заставе». Там формировались колонны – школьники шли одними из первых, после коломенских знаменосцев. Шли в обратном направлении, но уже по улице Октябрьской Революции до площади Двух Революций.
С пятого класса мы стали ходить на демонстрации – 1 мая и 7 ноября. Я тогда занимался в спортивной секции, и мы, спортсмены, шли впереди. У нас была особая форма: черные брюки и синие майки. Все радостные, веселые… Вот такие воспоминания остались».
Елена СОМОВА
Фото: Виктор КЛИМАНОВ, Мария ДУБРОВСКАЯ, архив Медиахолдинга «Ять»