Мы привычно называем Коломну древним городом, гордимся, что она ровесница Москвы, но редко задумываемся, что было до того, как на этом месте исторически зафиксировали город.
Возраст Коломны привычно отсчитывают от 1177 года, когда она впервые упоминается в летописи. Однако в то время город уже существовал, значит, возник раньше. Как считают историки, он появился в конце XI – начале XII века. Что же было на этой земле, когда самой Коломны еще не было?
Первые люди – XVIII век до н. э.
Самые ранние археологические находки на территории Коломны относятся к верхнему палеолиту, или Ледниковому периоду – более 10 тысяч лет назад. В Коломне следы стоянки древнего человека обнаружены на улице Болотникова (ныне – улица Святителя Филарета). При раскопках нашли несколько кремневых орудий и множество отщепов (отходов при их изготовлении). Следы жилищ древних обитателей улицы Свт. Филарета не сохранились. Как они выглядели, мы можем судить по другим палеолитическим стоянкам: это были частично заглубленные в землю шалаши, покрытые шкурами, вроде чума или яранги.
Климат тогда был холодным, а мир неприветливым и опасным. Люди селились маленькими группами на значительном расстоянии друг от друга, охотиться уходили за сто километров. Стоянки обживались столетиями, если только какая-нибудь болезнь не выкашивала племя. По берегам рек росли карликовые березы и ивы, из которых даже костер не сложишь, среди них бродили мамонты. Но обитатели здешних мест редко охотились: основным способом добычи пищи было собирание падали: в суровом климате мясо павшего мамонта сохранялось очень долго.
Предметы Дьяковской культуры
Ранний железный век – XVII – V века до н. э. Протопопово
Это уже крупные археологические памятники на территории современной Коломны, и их несколько. Они принадлежат к дьяковской культуре, впервые описанной при раскопках Дьякова Городища (сейчас территория музея-заповедника «Коломенское» в Москве). В Коломне такие поселения обнаружены на территории сквера «Блюдечко», в микрорайоне Городищи и в бывшем селе Протопопово (поселок имени Кирова).
Дьяковцы вырубали леса, распахивали землю простым плугом, сеяли ячмень и пшеницу. Разводили свиней, лошадей, появились коровы. Древние коровы и лошади были очень малорослыми – мы бы удивились. Появилась первая посуда: на месте жилищ много черепков сетчатой или текстильной керамики, простой и грубой по форме.
Погребальный обряд был по типу кремации, как у большинства древних народов, причем, возможно, хоронили прямо в жилище. Много фигурок, напоминающих человека или медведя – они имели религиозное значение.
Протопоповское городище – пять-шесть «длинных домов», окруженных валом и рвом. Центральным местом в доме был, конечно же, очаг. В то время он представлял собой большое глиняное блюдо, в котором разводили огонь, либо деревянный ящик с песком. Это сохраняло от пожаров: дома были сделаны из плетня, обмазанного глиной, и горели прекрасно.
По периметру был насыпан земляной вал, под ним выкопан ров. Наверху вал продолжался стеной – это был деревянный частокол или двойной плетень, в промежутке заполненный землей. Такая древняя крепость служила защитой от хищных зверейей в основном волков и медведь. Наибольшую опасность они представляли для домашнего скота. Малорослые лошади, свиньи и коровы еще легче могли стать добычей хищника, чем их современные потомки, тем надежнее надо было их охранять.
Сетчатая керамика
Городищи
Топоним сохранил древний статус этого места. Такое бывало нередко: пример – то же Дьяково Городище. «Городище в Городищах» просуществовало примерно до II–III веков нашей эры.
В начале первого тысячелетия происходили какие-то события, заставлявшие людей часто перестраивать укрепления. Были ли это военные стычки с соседями, нашествия кочевых племен, диких животных или что-то еще, мы не знаем. К I-II веку нашей эры военная опасность миновала, но население на территории нынешнего городского округа Коломна резко сократилось. Наступила новая эпоха - великого переселения народов, когда человеческий мир пришел в движение. Этот общий поток в конце концов захватил и славян. В результате этнический состав населения здешних мест сформировался так, как нам известно.
Поселение в сквере «Блюдечко»
«Блюдечко» – место, сакральное для коломенцев. Считается, что именно здесь, на берегу Москвы-реки, и появились первые постройки, из которых потом разросся город.
Поселение на «Блюдечке» было небольшим, неукрепленным и существовало с перерывами на протяжении всего железного века: то запустевало, то возобновлялось, вплоть до Темных веков (VII – X века нашей эры), когда сюда пришли славяне, а также мордва, эрзя и другие племена, заселившие территорию нынешней Рязанской области.
Ася ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото: Коломенский археологический центр