1 февраля исполняется 140 лет со дня рождения писателя Евгения Замятина – удивительного человека, в судьбе которого отразилась целая эпоха. В СССР писатель был почти забыт, хотя произведения его издавались за рубежом и переводились на европейские языки, вспомнили о нем лишь в годы перестройки. Евгений Иванович написал два романа, семь повестей, множество рассказов и даже сказок, но самым известным его произведением остается роман-антиутопия «Мы», очень популярный на Западе и оказавший влияние на таких писателей-антиутопистов, как Дж. Оруэлл, Р. Брэдбери и О. Хаксли.
Этот человек прожил интересную, при этом достаточно благополучную жизнь: был арестован, но избежал лагерей, умер в 1937 году своей смертью в Париже. И хотя с 1931 года жил в эмиграции, Замятин сохранил советское гражданство и даже официально был советским писателем, членом Союза писателей СССР.
Вундеркинд
Евгений родился в семье священника, жившей в городе Лебедянь Тамбовской губернии. С детства проявлял потрясающие способности к обучению: очень рано научился читать и в четыре года уже читал Гоголя. Гимназию окончил с золотой медалью, проявив гуманитарные склонности. Особенно легко давались ему языки, а вот с точными науками он не так хорошо дружил (но достаточно для того, чтобы получить золотую медаль). Тем более удивительным оказался его выбор: по окончании гимназии он поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт, на факультет кораблестроения. И стал первоклассным специалистом.
По словам самого Евгения Ивановича, писать он начал «от скуки», будучи в длительных командировках, связанных с его работой инженера-кораблестроителя.
Свою золотую медаль он заложил, когда нуждался в деньгах, да так и не выкупил.
«В гимназии я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно потому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума», - писал Замятин в автобиографии.
Революционер
Еще в студенческие годы Замятин увлекся революционным движением. Впрочем, это как раз не очень удивительно: как справедливо заметил Уинстон Черчилль, «кто в молодости не был радикалом – у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором – у того нет ума». В 1905 году двадцатилетний юноша вступил в РСДРП, позднее примкнул к большевикам. В том же году был дважды арестован за свою революционную деятельность, но оба раза освобожден, шесть лет жил в Санкт-Петербурге на нелегальном положении и даже ухитрился за это время окончить институт.
С началом Первой мировой войны Евгений Замятин занял антивоенную позицию, за что опять был арестован, судим и сослан, однако два года спустя как грамотный инженер отправлен в командировку в Англию. Замятин был опытным инженером, и его участие требовалось в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда. Автоматизированная Англия очень впечатлила писателя, именно там у него появилась идея романа «Мы», который Замятин завершил в 1920 году. В 1921-м писатель отправил рукопись в Берлин для публикации издательством З. Гржебина, с которым был связан договорными отношениями. Они передали копию в США для перевода и издания на английском языке. Советская же цензура увидела в романе издевательство над коммунистическим строем и запретила публикацию. Позже к антисоветским произведениям добавились и другие «грехи» - поживи Замятин в СССР немного дольше, ему вряд ли простили бы членство в РСДРП с 1905 года.
Эмигрант
Несмотря на свое большевистское прошлое, писатель не стремился угодить власти и вскоре стал гонимым: его перестали издавать, критиковали в прессе. В 1929 году Евгений Иванович вышел из Союза писателей и спустя два года попросил Сталина разрешить ему выезд за границу. Сталин по ходатайству Максима Горького позволил писателю уехать. Уже в эмиграции в 1934 году Замятин снова обратился к Сталину с просьбой принять его в новый Союз советских писателей. И хотя он продолжал жить за рубежом, ему разрешили стать членом Союза. До конца своих дней он считался советским писателем и на всех международных писательских съездах представлял СССР, но на родине не печатался. Умер Евгений Иванович в Париже от неизвестной болезни.
Любопытный факт. Замятина и Горького связывала дружба. Именно благодаря Замятину пьеса Горького «На дне» была перенесена на экран. Фильм по сценарию Замятина снял французский режиссер, сын художника Огюста Ренуара, Жан Ренуар. Картина имела колоссальный успех.
Новатор
Евгений Замятин по праву считается новатором в прозе начала ХХ века. Его стиль называют «орнаментальной прозой», но он соединил ее с гротеском, фантастикой, антиутопией. Евгений Иванович близок и к лучшим русским писателям своего времени, и к западным современникам, не зря его называют «гроссмейстером литературы». А его роман «Мы» оказал влияние на более поздние антиутопии Оруэлла, Брэдбери, Хаксли (хотя последний отрицал, что читал его до того, как написал свой «О, дивный новый мир»).
Помимо романов, повестей и рассказов Замятин писал пьесы и даже киносценарии. Участвовал в написании сценария к фильму «На дне» по одноименной пьесе М. Горького в 1936 году. Еще раньше, в 1927 году, в СССР вышел фильм «Северная любовь» - сценарий был написан Замятиным по его собственной повести «Север».
Евгений Замятин выучился на инженера-кораблестроителя и проектировал ледоколы, хотя с четырех лет уже читал Гоголя. Он заложил свою школьную золотую медаль, дружил с Горьким и написал совершенную антиутопию.
В 1916 году опытный инженер Замятин уехал в Англию, чтобы участвовать в строительстве ледоколов для России. Например, «Святой Александр Невский», после Октябрьской революции получивший название «Ленин», был во многом спроектирован Замятиным.
Елена СОМОВА
Фото: Российской национальной библиотеки