В последние декабрьские деньки мы погружаемся в приятные воспоминания, и не только о 2023-м, который вот-вот помашет нам рукой. Мы спросили у коломенцев, какой Новый год остался в их памяти. Все истории оказались добрыми и ностальгическими, даже если что-то пошло не так и праздник получился не таким, как хотелось.
Светлана Гришина, 40-е годы: «А ведь была война...»
«Дома у нас елки не было, зато ее устраивали в детском саду. Наш детский сад размещался в старинном особняке: три комнаты с одной стороны, три с другой, а в центре большой зал, где обычно проходили музыкальные и прочие занятия. За несколько дней до праздника занятия прекращались, в зал нас не пускали. А когда наконец начинался праздник, мы входили и ахали: зал украшен, елка до потолка, а рядом сооружали «снежную» горку - она была нужна для праздничного представления. У всех нас были костюмы: мальчики – зайчики, девочки – снежинки в платьях из накрахмаленной марли. Все было как обычно на детском утреннике: и Дед Мороз с подарками, и хороводы, и песенки, и «елочка, зажгись!» кричали. А ведь была война… Подарки тоже помню: яблоки, конфеты и даже американская жвачка – «ленд-лизовская».
А однажды меня выбрали Снегурочкой - наверное, из-за льняных кудрей. Я сидела на этой самой горке, как в сугробе, и читала стихи:
Я Снегурочка-Снегурка,
Белокурая девчурка,
Я живу одна в лесу,
Белых зайчиков пасу…
Вот такой Новый год устраивали детям в трудное военное время».
Татьяна Богоявленская, 80-е годы: «Пришла в школу с распухшим от рыданий носом…»
«Однажды в школе устраивали новогодний бал. Я жила в Запрудах и в нашу седьмую школу ходила пешком. Зимой нужно было идти по мосту через Коломенку, т. к. на плотине, где дорога короче, снег не чистили. И вот вечером перед Новым годом я собралась в школу на зимний бал. Мама переделала мне свой белый костюм чуть ли не от Шанель – было очень красиво, стильно и эффектно. Ну вот, иду я с туфлями в сумке через мост. Была оттепель, слякоть, а машины неслись по мосту на полной скорости, и от брызг деваться было некуда. Я не успела даже отвернуться, как половина моего прекрасного костюма была облита грязной жижей! Но мне так хотелось на бал, что я все равно пошла, обливаясь слезами, и пришла в школу с распухшим от рыданий носом, размазанной по лицу тушью, и вместо зала, в который я только заглянула, побежала в туалет, где мои подружки пытались оттереть грязь с моего наряда. Кое-как отмыли, умыли, а в это время в зале выбирали королеву бала, которой, как предполагалось, буду я. За мной прибежали, но я была не совсем готова, поэтому выбрали другую девочку. Это расстройство было не таким сильным, как первое, и вторую половину бала я уже веселилась вместе со всеми».
Анастасия Черкасова, начало 90-х: « Праздничным блюдом были сардельки»
«У нас в семье праздничным блюдом были сардельки – их покупали только на Новый год. Горошек с кукурузой брали за полгода да праздника, так как потом их было не достать. Незадолго до Нового года мы писали в письме Деду Морозу, какие хотим подарки. Традиция была обязательно всей семьей собраться за столом. Даже меня, младшую, будили, мы наряжались и садились за стол. Самым любимым блюдом у меня были яйца, фаршированные шпротным паштетом. Подарков под елкой еще не было, это уже после двенадцати. Мы все выходили на улицу, чтобы в этот момент пришел Дед Мороз с подарками, так как нам говорили, что он приходит только тогда, когда дома никого нет. Мы выходили, и тут-то все и проворачивали: сестра под видом, чтобы проверить, выключены ли утюг, свет, вода, возвращалась сразу домой и подкладывала под елку подарки. Поэтому я свято верила в Деда Мороза до тех пор, пока не нашла в шкафу все мои письма, написанные ему».
Михаил Курносов, 2000-е: «Поезд тронулся с места и поехал без нас»
«У нас с женой есть традиция встречать Новый год в разных городах. Обычно это небольшие путешествия по России. И вот однажды мы засобирались в Кострому, на родину Снегурочки. Так как дорога была зимняя, скользкая, заснеженная, то отказались от идеи ехать на личном автомобиле и решили поехать на поезде: и удобнее, и безопаснее. Покупкой билетов на поезд озаботились заранее - бронировали на сайте. Выезд намечался на 31 декабря с тем расчетом, чтобы к вечеру уже быть в Костроме, не спеша расположиться в гостинице и подготовиться к празднику. И вот настал долгожданный день. Веселые и счастливые, с рюкзаками за спиной, в предвкушении праздника мы с супругой сели на электричку и доехали до Москвы. Потом с Казанского вокзала бегом на Ярославский: время поджимало, до отправления поезда оставалось несколько минут. Успели! Прибежали на платформу, второпях достали паспорта, билеты, протянули их контролеру… и вдруг услышали: «У вас билеты не на ту дату. Вы взяли на 31 января, а сегодня 31 декабря. Мы не можем вас посадить».
Минутная пауза. Состояние шока. Полное непонимание, что делать дальше. А надо сказать, что поезда на Кострому отправляются всего несколько раз в день и это был последний. Между тем часы показывали 16.00. До Нового года оставались считанные часы, а мы, растерянные, все еще стояли на перроне и думали, как будем отмечать Новый год. К счастью, выход нашелся. До места назначения решили ехать с пересадками, другим поездом и на такси. Дорога, конечно, длилась дольше обычного, но за час до встречи Нового года мы все же оказались в Костроме. Эмоции переполняли, ведь получилось настоящее приключение! Но теперь, когда оформляем билеты онлайн, всегда вспоминаем этот случай и сто раз перепроверяем дату и время…»
Мария Липатова, 2010-е: «Шашлык жарили в луже»
«Глядя на предновогоднюю оттепель, я вспомнила одни новогодние каникулы, когда мы всей семьей и с друзьями выбрались в подмосковный пансионат. Взяли лыжи, принадлежности для шашлыка. А погода подложила нам свинью: были плюсовая температура и свинцовое небо. Снег раскис и растаял, лыжи всю неделю пролежали в машине… И все равно с удовольствием вспоминаю те каникулы: наши уютные посиделки с друзьями и веселые пансионатские вечеринки с переодеваниями и танцами. А еще был шашлык в луже! В смысле мы, стоя в луже, мужественно жарили шашлык, пили глинтвейн и веселились от души. А мясо казалось особенно вкусным.
По закону подлости снег выпал именно тогда, когда мы должны были уезжать. И мы решили: не уедем, не покатавшись на лыжах. Зря что ли везли? Снег лип к лыжам, но мы покатались, полюбовались похорошевшим заснеженным лесом и, довольные, поехали домой».
Фото: архивы респондентов