Один из ведущих работников МУП «Тепло Коломны» - Семен Канер. В нашем городе он живет с декабря 1982 года и все это время трудится в сфере теплоэнергетики. Начинал на Щуровском цементном заводе, где работал по специальности - «промышленная теплоэнергетика», а восемь лет спустя пришел работать в теплосеть, где за 33 года прошел путь от мастера по ремонту котельного оборудования до заместителя директора по производству. В октябре Семен Захарович отметил юбилей - 65 лет - и получил высокую награду - присвоенное Министерством энергетики РФ звание «Почетный энергетик».
Семен Канер окончил Ивановский энергетический институт, куда попал, можно сказать, за компанию с одноклассниками: сам он вырос в Молдавии, но после окончания школы хотел перебраться в Центральную Россию. Тогда многие ребята, его земляки, учились в Иванове: это был очень молодежный город с несколькими вузами, активной студенческой жизнью… Вот и он потянулся за друзьями и знакомыми. После получения диплома по специальности «промышленная теплоэнергетика» выпускник попал по распределению в Коломну.
- Семен Захарович, какой случай из вашей трудовой практики вам запомнился больше всего?
- Происшествий было много, особенно в начале нулевых, когда то, что досталось в наследство от СССР, пришло в негодность и происходил процесс реорганизации и модернизации тепловых систем и оборудования. Но один момент я не забуду никогда. Это был 2006 год, шла реконструкция самой большой в городе котельной – на улице Огородной. Тогда котельная останавливалась летом не на 28 дней, как раньше, а на 14. И вот за эти две недели ремонтного цикла мы должны были перейти со старой системы на новую. Мы все тогда каждый день работали по 14 – 16 часов: и я как начальник, и слесари, и механики. В результате мы в срок запустили всю автоматику и следующие две недели вообще не уходили домой. Рабочие еще менялись, а состав ИТР – нет. Это была «песня», но, когда все получилось, все кричали «ура!» С чем это можно сравнить? Как если бы вы сами управляли автомобилем, и вдруг вам посадили за руль робота, и машина сама вас катает, а вы сидите на пассажирском сиденье. Не надо больше было крутить задвижки, прибавлять и убавлять газ – все это делал компьютер. Это был шок для всех работников.
- Как менялись оборудование и сам характер работы с начала 90-х по 2000-е?
- В 1990-м пришел работать в Коломенскую теплосеть, стал мастером котельной на улице Пионерской. А в 1993-м стал руководителем котельной на улице Огородной. Это были сложное время и большой и проблемный объект. Главной задачей тогда было и для котельной, и для предприятия – всеми силами поддерживать изношенные системы и оборудование в рабочем состоянии. Тогда мы просто выживали, но понимали, что тепло нужно людям. Продержаться, быстро отремонтировать, как-то выкрутиться, но чтобы люди были с теплом – таков был лейтмотив всей нашей работы. При том, что финансирование было сами понимаете, какое. Оно и в СССР происходило по остаточному принципу, весь комплекс ЖКХ так снабжался, ну а тогда тем более. Было сложно, но предприятие как-то функционировало, и я справлялся. Серьезные изменения во всей нашей работе начали происходить в 2000-х годах, когда появилась возможность реализовывать идеи по модернизации объектов - не просто латать дыры, а решать вопросы системно. С тех пор мы, кстати, и работаем по такому принципу – это проще и в конечном итоге эффективнее.
- Какое время в работе теплосети вы считаете переломным?
- Основная работа по модернизации советского наследства происходила с 2000 по 2010 год. В 2003-2004 году начали задумываться о реконструкции небольших котельных. А в 2006 году у нас произошла реконструкция первого котла в котельной по улице Огородной с полной автоматизацией процессов работы котла и общекотельного оборудования. Это были прорыв и переход на новый уровень в сфере источников теплоснабжения большой мощности – наверное, даже в масштабах страны.
- В 90-е годы, да и до этого, в советское время, отопление отключали несколько раз в течение зимы. Ненадолго, но это было. В последнее время я ничего подобного не припомню. Как удалось добиться такой безаварийной работы?
- Тогда были проблемы с газоснабжением: во-первых, перебои с поставками, а во-вторых, проблемы с оплатой. И, конечно, сильный износ оборудования: в кризисные годы никто его не обновлял, средств не хватало. И только в 2000-х годах стало появляться современное оборудование: котлы, насосные группы разных производителей. Появилось оборудование, появился и персонал: старых сотрудников мы обучали, приходили новые, которые уже могли на всем этом работать.
Второй проблемой была изношенность тепловых сетей, которая приводила к частым авариям и остановкам теплоснабжения. Она и сейчас сохраняется – не всегда мы имеем возможность менять трубы, когда подошел срок, но еще ничего не случилось. Но тогда ситуация была просто катастрофическая.
Когда я пришел работать в котельную на Огородной, 86, там стояли котлы, ресурс, которых составлял 25 лет, а возраст - 35 - 37 лет. То есть свой ресурс они уже минимум как лет 10 выработали. В 2006, 2007 и 2009 годах мы заменили все три котла, и с тех пор они работают без перебоев.
- Какие ваши персональные идеи были реализованы?
- Наверное, это не только мои идеи, но и целого коллектива – каждый отвечал за свою часть работы. Как раз в 2000-х годах у нас появились новые материалы для очистки воды, которая используется для системы теплоснабжения. И первые эксперименты мы проводили на базе котельной на улице Огородной. Они вполне себя оправдали, и до сих пор продолжают использоваться материалы такого типа. Это был рывок вперед. Плюс все, в том числе и я, участвовали в реконструкции этой котельной – одной из трех самых мощных в городе. До сих пор такие крупные котельные с полной автоматизацией встречаются нечасто.
Это была одна из двух котельных, где для очистки фильтров использовалась серная кислота. Но кислота – это агрессивное вещество, она разъедала трубы, и вся система водоочистки часто выходила из строя. Мы пробовали заменять трубы и запорное оборудование из обычного металла кислотостойкими сплавами, это продолжалось довольно долго, но в конце концов у нас получилось. То, что было слабым звеном этой котельной, перестало ломаться.
- Когда предприятие «Тепло Коломны» приняло на баланс котельные бывшего Коломенского района в 2017 году, снова начались проблемы. Как удалось с этим справиться?
- В 2009 году я стал заместителем главного инженера по теплоснабжению и уже занимался работой всех котельных Коломны. К 2017 году предприятие достигло определенного уровня, с трудностями справились, работали в штатном режиме. И тут нам передали котельные бывшего Коломенского района, большая часть которых находилась в значительно худшем состоянии, чем коломенские котельные в 2000 году, но удалось многое сделать. Предприятие активно начало устанавливать блочно-модульные котельные. Так, в этом году была построена новая газовая котельная в Старом Бобреневе взамен старой, работавшей на угле, а в Нижнем Хорошове возвели новую на новом месте.
И тут в конце 2021 года подоспели Озеры… Но это уже история с проекцией на будущее. Так что будем работать.
Приказом министра энергетики Российской Федерации (№ 150 от 4 августа 2023 года) за большой личный вклад в развитие топливно-энергетического комплекса и многолетний добросовестный труд Семену Канеру присвоено звание «Почетный энергетик».
Беседовала Ася ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото: МУП «Тепло Коломны»