В коломенские школы начали поступать новые единые учебники по российской и всеобщей истории для десятых и одиннадцатых классов под редакцией помощника президента Владимира Мединского и ректора МГИМО Анатолия Торкунова. Там есть разделы о событиях XXI века, в частности, о присоединении Крыма и специальной военной операции. Некоторые фрагменты учебников значительно переделаны. Авторы учебника приводят выдержки из архивных документов, призывают школьников «думать» и «анализировать события». Журналист Медиахолдинга «ЯТЬ» имела возможность перелистать страницы нового учебника, а заодно и узнать о нем мнение историков и педагогов.
С нового учебного года старшеклассники смогут учиться по новым единым учебникам истории. Учебники для каждого класса старшей школы состоят из двух книг – одна по всеобщей истории и одна по российской. И если «Всеобщая история» практически не привлекла к себе внимания, то обновленные тома об истории России вызвали у общественности интерес. В десятом классе школьники будут изучать историю России первой половины ХХ века, а в одиннадцатом - период после окончания Второй мировой войны и до наших дней. Всего в школы городского округа Коломна должно поступить 1102 учебника для десятиклассников и 1117 - для одиннадцатиклассников.
Надо сказать, что поручение создать единый учебник истории президент РФ Владимир Путин дал еще в 2013 году. Над содержанием работали ведущие историки страны — помощник президента и председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, академик и председатель Национального комитета российских историков Александр Чубарьян. По мнению президента Владимира Путина, учебники должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований. Он же инициировал появление Крымского моста на обложках нового учебника истории.
Владимир Путин, президент России: «История, как и другие гуманитарные предметы, должна учить самостоятельно мыслить, анализировать, сопоставлять различные точки зрения. Но повторю, главная стержневая линия, которая, на мой взгляд, должна проходить через весь курс преподавания истории, - объективность и непредвзятость, уважение к собственному прошлому и любовь к своей Родине. При этом нельзя ограничивать учителя в его стремлении как можно шире показать ученикам разные точки зрения на исторические факты и события, использовать дополнительные материалы, сборники исторических документов и так далее».
Появление учебников для десятых и одиннадцатых классов - это первый шаг на пути к созданию единого учебника истории, который появится к 2025 году во всех классах средней школы. Прежде всего бросается в глаза внушительный объем учебника - 448 страниц. Изложение комплексное: тексты параграфов дополняются иллюстрациями, выдержками из архивных документов, цитатами, разнообразными заданиями и вопросами и даже QR-кодами со ссылками на актуальные фильмы и произведения искусства. Думается, что современным детям понравится такое яркое и необычное оформление. Да и сам текст учебника читается достаточно легко: материал не перегружен датами, именами, сложными терминами.
Владимир Мединский, помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества: «Полностью переработаны, переписаны разделы «70-е», «80-е», «90-е» и «нулевые» годы. Добавлен раздел с 2014 года по сегодняшний день, включая СВО. Авторы писали буквально своей рукой многое из последнего перечисленного. В новом учебнике по истории приведена статистика по числу убитых мирных жителей во время Великой Отечественной войны. В учебнике приведены цифры – это минимум 13,5 млн мирных жителей, которые стали жертвами фашистского геноцида в годы войны. Причем цифра эта не окончательная».
О чем написано в новом учебнике по истории для одиннадцатого класса
Портрет эпохи
Среди картинок, которыми пестрят страницы, выделяется рубрика «Портрет на фоне эпохи». Это 11 врезок с фотографиями: экономист периода Великой Отечественной войны Николай Вознесенский, отец советской атомной и водородной бомб Игорь Курчатов, председатель Совета министров СССР Георгий Маленков и последовательно сменявшие друг друга главы СССР Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Юрий Андропов, Константин Черненко и Михаил Горбачев.
Глава про СВО
В этой главе 17 параграфов: «Отношения с Западом в начале XXI в.», «Давление на Россию со стороны США», «Противодействие стратегии Запада в отношении России», «Фальсификация истории», «Возрождение нацизма», «Украинский неонацизм», «Переворот на Украине 2014 г.», «Возвращение Крыма», «Судьба Донбасса», «Минские соглашения. Что это было?», «Обострение ситуации», «Специальная военная операция», «Противостояние с Западом», «Новые регионы», «Украина – неонацистское государство», «СВО и российское общество» и «Россия – страна героев». Знакомясь с историей хода СВО через этот учебник, российские одиннадцатиклассники узнают фамилии людей, которые встали на защиту Родины.
Советуем почитать
В разделе «Советуем почитать и посмотреть» в конце учебника — список литературы. В нем среди прочего есть, например, «Жизнь и судьба» Гроссмана, «Котлован» Платонова, «Стажеры» и «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, «Легенды Невского проспекта» Веллера, «День опричника» Сорокина, Захара Прилепина «Санькя». Из фильмов ученикам предлагается посмотреть документальные фильмы из цикла материалов Исторического парка «Россия - моя история»: «Сталин», «Противостояние», «Горбачев», «Перелом». Также рекомендуются к просмотру художественные фильмы: «А если это любовь?» (1961 г.), «Берегись автомобиля» (1966 г.), «Легко ли быть молодым» (1986 г.), «Асса» (1987 г.), «Исчезнувшая империя» (2008 г.) и другие.
Татьяна Жиркова, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории ГСГУ: «Во-первых, новый единый учебник будет соответствовать программам ФГОС. И это правильно, потому что старшеклассники сдают ЕГЭ и отвечают на экзамене на вопросы, которые прежние учебники не освещают. Во-вторых, новый учебник по новейшей истории заполнит тот вакуум, который возник в освещении периода 2000 - 2023 годов. К сожалению, в школьном курсе изучение новейшей истории России обрывалось на начале 2000-х годов, и получалось, что целых два десятилетия выпадали из учебной программы, из-за чего школьники не могли сформировать свое отношение к этому временному отрезку. Новые учебники уникальны тем, что они не навязывают какую-либо точку зрения, а дают школьникам возможность поразмышлять и самостоятельно прийти к выводу о тех или иных событиях и личностях. Авторы учебника избегают крайностей в формулировках и подаче материала, представляют историю не только «черной» или «белой». Учебники, которые были до этого (под редакцией А. Торкунова, а до него А. Данилова), были в оценках более однозначными. В новой книге акценты мягче, но некоторые оценки являются поводом для размышления».
Юлия Бегеева, учитель истории: «Новый учебник истории для десятых-одиннадцатых классов отличается интересной подачей исторического материала. Авторы часто обращаются к элементам диахронного (факт из прошлого и отношение к нему сейчас) и синхронного (параллель между событиями в России и мире) сопоставления исторических фактов. Интересным решением является сравнительный анализ политических, социокультурных явлений и тенденций, имевших место в общественной жизни СССР, США и других западных стран в различные десятилетия».
Александр Григорьев, учитель истории: «Лично мне приятно было увидеть вставку с материалом про талантливых педагогов-новаторов. Отдельно стоит отметить усиленное внимание к произведениям и памятникам культуры, в том числе и к списку литературы «Советуем прочитать и посмотреть», в котором указаны авторы и названия произведений для дополнительного чтения, потому что в связке ребенок + культура + человек в культуре можно добиться более подробного понимания событий определенной исторической эпохи».
Также с 1 сентября девятиклассники будут учиться по новому модулю «Введение в новейшую историю России». Он предваряет систематическое изучение курса отечественной истории ХХ-ХХI веков в десятых-одиннадцатых классах. В рамках курса ученики будут изучать Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года, Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х годов, воссоединение Крыма с Россией. Это тоже важное изменение, поскольку ранее ребята, которые уходили из школы после окончания девяти классов, по сути обрывали свое знакомство с новейшей историей России на изучении событий 1914 года.
Фото: Медиахолдинг «ЯТЬ»