В мае последние звонки звенят не только в школе. Напутствия и добрые пожелания звучат в адрес дошколят, которые прощаются с родным детским садом, любимыми воспитателями, озорными одногруппниками и начинают новый путь. Впереди у них школа с ее радостями, новыми открытиями, маленькими и большими победами. Чему посвятить оставшиеся три месяца до начала учебного года? Стоит ли усиленно готовиться к школе, сидеть над букварем и прописями? Или лучше отдохнуть и набраться сил?
Прощание с детским садом не менее трогательное событие, чем школьные выпускные. Перед последним выходом на сцену детского садика мамы трепетно поправляют наряды девочек, мальчишки в праздничных рубашках с бабочками или галстуками позируют перед фотокамерами, бабушки не сдерживают слез… «Как они быстро повзрослели! Мы оглянуться не успели!» - в один голос ахают родители маленьких непосед. Кажется, только вчера они с мамами пришли за ручку в детский сад, и вот уже пора сказать прощальные слова теплому, гостеприимному дому.
Софья, 6 лет:
«Школа – это такой дом, где учатся дети. Они там учат математику, читают и пишут буквы. В школе можно узнать много нового и интересного о космосе, животных, растениях. В школе есть столовая, и на перемене дети ходят туда кушать булочки. В школу надо идти, чтобы попасть в институт и найти хорошую работу, чтобы себе все покупать».
Станислава, 7 лет:
«В школе учат знать буквы, чтобы писать правильно и красиво, а не криво. Еще читать, рисовать, решать задачки. Но я уже все немножко умею. Хочу научиться еще лучше рисовать всякие пейзажи, фрукты, животных. Школа нужна, чтобы дети дома не сидели и не скучали».
Евангелина, 7 лет:
«В школе учат все цифры знать. Вдруг придешь в магазин за конфетами, а тебя обманут и сдачу не отдадут. Еще в школе будут много учить истории, рассказывать про разные страны, планеты, писателей. Это очень интересно! В школе хорошо, там каждый день будешь узнавать новые вещи, которых еще не видел. А еще там есть столовая, и я сама буду выбирать салат и котлетку».
Выпускной — это не просто праздник, но и первая ступень подготовки к взрослой жизни для малышей и родителей. К этому событию без пяти минут первоклассников на всем детсадовском пути готовили, поддерживали в начинаниях педагоги, логопеды, психологи. И все же как понять, что ребенок готов к школе? Какие навыки и умения ему следует отточить до начала учебного года? А главное, надо ли усердствовать?
Лариса Медведева, заместитель директора школы № 10 по учебно-воспитательной работе:
«Большинство дошколят хотят в школу, надо всячески поддерживать это желание. Во время летних каникул ребенок должен больше гулять, играть, наблюдать за тем, что происходит вокруг. Дети должны прийти в школу отдохнувшими, с новыми впечатлениями и положительными эмоциями. Родителям не стоит чересчур волноваться - дети прекрасно чувствуют их настроение. Надо рассказывать больше интересных случаев из своей школьной жизни, вспоминать одноклассников, рассматривать фотографии, читать веселые истории про школьную жизнь. За летний период родителям стоит плавно перестраивать распорядок дня ребенка, а главное - вместе с детьми выбирать и покупать все необходимое для учебы. Для развития мелкой моторики можно предложить детям вырезать из бумаги фигурки животных или сказочных персонажей, лепить из пластилина, а потом устраивать небольшие импровизированные спектакли».
Педагоги считают, что не нужно заставлять дошколенка сидеть над букварем и прописями. Учеба должна стать радостью, а не насилием. Безусловно, раннее овладение чтением прекрасно развивает мышление, внимание, память и логику. Ребенок, научившийся рано читать, имеет более развитую речь, чем его нечитающий сверстник. Конечно, если малышу нравится заниматься и он делает это с удовольствием, обязательно поощряйте его. Если желания освоить этот навык до школы не возникло, никакой трагедии нет. Первое полугодие первоклашки все равно работают с азбукой, учат звуки и буквы, складывают слоги, обучаются письму. Многие учителя начальной школы вообще категорически против того, чтобы родители учили ребенка писать прописные буквы. Гораздо полезнее развивать мелкую моторику и просто укреплять пальчики с помощью лепки, рисования, штриховки.
Не менее важно, чтобы первоклассник умел общаться, работать в коллективе и смог быстро адаптироваться к школьной жизни. Учителя часто сталкиваются с тем, что первоклассники хотят играть, общаться, но не учиться. Ребята неусидчивы, невнимательны, не умеют слушать учителя. Это проблема, поэтому важно воспитывать в ребенке самостоятельность и чувство ответственности.
Елена Белоус, заведующая кафедрой психологического и социально-педагогического образования ГСГУ, доцент:
«Основное отличие детсадовского периода от школьного - появление у ребенка социальной роли. Школьник - это человек, который нужен обществу. Если в детстве ребенок принадлежит родителям и самому себе и от него никто ничего не ждет, то теперь он становится важной единицей общества. Это самый главный посыл. Если родители не будут ему об этом говорить, ребенок станет воспринимать школу как насилие, нагрузку. Можно говорить такие фразы: «ты взрослый, все на тебя смотрят», «нужно добиваться уважения людей», «нельзя подводить», «на тебя надеются», «у родителей есть работа, а твоя работа - учеба». За летний период у родителей должна сформироваться система требований к ребенку, у будущего первоклассника должны появиться свои обязанности. Не надо делать все за ребенка - это разрушительно влияет на его личность. Пусть приучается мыть посуду, выносить мусор, выгуливать собаку, ходить в магазин за продуктами. Не надо забывать, что лето - время отдыха и накопления сил. Многие родители так загружают ребенка, что тот потом и в школу идти не хочет».
Полезные советы:
1. Чтению дошколенка стоит учить, но без фанатизма, в игровой форме.
2. Постарайтесь, чтобы в школу ребенок пришел с чистой речью. Речевые дефекты затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма.
3. Следует подготовить руку ребенка к письму. Начинайте с раскрасок, постепенно заменяя их обведением по трафарету и штриховкой.
4. Достаточно освоить счет до десяти, но так, чтобы малыш мог производить любые вычислительные действия в пределах этого десятка и решать простые примеры.
5. Решайте с ребенком логические задачки. Пусть малыш учится аргументировать свою точку зрения, объяснять, почему он выбрал тот или иной вариант ответа.
Что говорит психолог
1. Поиграйте в школу. Детей страшит неизвестность. Обыграйте с малышом всевозможные школьные ситуации. Оптимально, если сможете побывать с ним в учебном заведении.
2. Не запугивайте ребенка. В рассказах о школе не должно быть никаких страшилок. Обращайте внимание на позитивные моменты: «в школе ты узнаешь много интересного», «у тебя там появятся новые друзья».
3. Готовьтесь вместе. Обязательно привлеките будущего первоклассника к покупке канцтоваров, формы, рюкзака.
4. Возьмите отпуск. Первые четыре-пять недель в школе - самые сложные для первоклассников. Как бы хорошо вы ни подготовили ребенка, первые дни в школе он будет чувствовать себя не в своей тарелке. Важно в это время создать дома максимально спокойную обстановку.
5. Не ругайте за оценки. Напротив, ободряйте, хвалите, говорите, что все получится.
К первому классу ребенок должен называть:
- ФИО (собственные и родителей), свой домашний адрес, телефон, страну, город;
- самые распространенные растения, животных;
- дни недели, времена года, количество месяцев в году;
- цвета, профессии, виды спорта;
- имена известных писателей, поэтов;
- праздники.
Ребенок должен уметь:
- решать простые задачки, отгадывать загадки;
- описывать картинку, пересказывать историю, учить стихи;
- считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
- читать небольшие предложения и понимать их суть;
- определять количество звуков и слогов в простых словах типа «дом», «суп»;
- вырезать фигуры по контуру;
- владеть ручкой, штриховать, проводить линии, закрашивать.