Производство «Москвичей» началось на Московском заводе малолитражных автомобилей в 1947 году. В 2006 году ОАО «Москвич» официально было признано банкротом, часть производственных площадей завода была передана предприятию «Автофрамос», занимающемуся сборкой автомобилей Renault. И вот история вновь повернулась вспять — в мае 2022 года российские активы группы Renault перешли России и Правительству Москвы. Скоро на базе столичного завода Renault снова начнут собирать «Москвичи». Вспомним, как выглядели самые популярные марки «Москвича».
«Москвич-400»
Годы выпуска - 1946 - 1954
Советская малолитражка № 1 - «Москвич» - сошла с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей 4 декабря 1946 года. Это был первый массовый легковой автомобиль, который продавался в СССР для индивидуального использования. Предыдущие советские машины предназначались в основном для государственных нужд.
О том, что «Москвич-400» являлся точной копией Opel Kadett K38, знал в СССР каждый мальчишка, но говорить об этом вслух мало кто отваживался.
«Москвич» обладал весьма существенными конструктивными недостатками. Например, закрывать автомобиль на замок приходилось весьма странным образом. Сначала водитель должен был запереть изнутри три двери – две задние и водительскую, а потом уже снаружи дверь переднего пассажирского места. Отопления в машине не было, а функцию климат-контроля выполняла форточка. Но несмотря на все эти недочеты и неудобства люди любили «Москвич-400». За годы модель показала себя надежной и долговечной. Всего было выпущено около 250 тысяч экземпляров 400-го «Москвича». В 1954 году автомобиль серьезно модернизировали: он получил форсированный мотор, усовершенствованную коробку передач, более комфортный салон, сменив индекс на 401. К этому моменту было выпущено почти 115 тысяч таких машин. Автомобиль до 1953 года стоил примерно 8000 рублей, а средняя зарплата рабочего составляла 600 рублей.
«Москвич-408»
Годы выпуска - 1964 - 1976
«Москвич-408» является первой моделью нового поколения автомобилей завода МЗМА. Он визуально уже выглядел совсем не таким, как предшественники: кузов стал более низким, салон - более просторным, увеличилась и колесная база. Дизайн для тех лет был современным, что позволило активно экспортировать 408-й в страны Европы. Стал мощнее и двигатель — теперь тут было 50 л. с., а в экспортном варианте — вообще 60,5. С 1966 года модель собиралась также и на новом ижевском автозаводе, в итоге став одной из самых массовых моделей «Москвича» — их произвели около 700 тысяч штук. Она долгое время была самым экспортируемым советским автомобилем. Экспорт был налажен не только в страны соцлагеря, но и в западные страны. Экспортная модификация для западных стран получила название Moskvitch Elite. В 1968 году 55% выпуска завода МЗМА приходилось на экспортные М-408.
«Москвич-412»
Годы выпуска - 1967 - 1976
«Москвич-412» начали выпускать на МЗМА в 1967 году. Главный шаг вперед был сделан в сторону увеличения производительности и управляемости. Под капотом здесь обосновалась рядная бензиновая «четверка» с восьмиклапанным механизмом и объемом 1,5 л. Двигатель выдавал 75 л. с. и сочетался с четырехступенчатой «механикой». Благодаря новым передней и задней панелям кузова впервые в отечественном автопроме у модели появились энергопоглощающие зоны. В 1969 году у «Москвича-412» появились ремни безопасности и мягкие элементы в отделке салона. На активную безопасность работали гидровакуумный усилитель тормозов, усиленная тормозная система и синхронизированная коробка передач с управлением на тоннеле пола.
«Москвич-2140»
Годы выпуска - 1976 - 1988
«Москвич-2140» стал рекордсменом среди произведенных на московском заводе моделей - всего их выпустили около 1,8 млн экземпляров. По сравнению с 412-м «Москвичом» модель 2140 не получила особых изменений в двигателе, а вот кузов существенно модифицировали - изменились передняя и задняя части, светотехника, панель приборов, появились сиденья с подголовниками.
«Москвич-2141»
Годы выпуска - 1986 - 1998
Переднеприводный хэтчбек «Москвич-2141» пришел на смену заднеприводной модели «Москвич-2140». Его сборка стартовала на АЗЛК в 1986 году. За инженерную основу была взята французская «пятидверка» Simca-1308. В 1991 году автомобиль был модернизирован, получив среди прочего необслуживаемый аккумулятор, зеркало заднего вида с правой стороны, топливный бак увеличенного объема, улучшенную шумоизоляцию, энергопоглощающую рулевую колонку и многое другое. Наиболее распространенными были модификации с двигателями УЗАМ объемом 1,5 л и 1,7 л. Меньшая часть выпущенных автомобилей комплектовалась моторами ВАЗ объемом 1,6, 1,7 или 1,8 л. Несмотря на значительно более высокую комфортабельность и современный внешний вид, «2141» не стал особо массовым. Последовавший распад СССР привел к нестабильности качества. В середине 90-х на машину стали устанавливать многие детали иностранного производства, но это увеличивало стоимость. С1997 по 2002 год на заводе также выпускали модель «Святогор» (2142) — тот же автомобиль, но с небольшими изменениями. В основном в машину устанавливались двигатели французского производителя Renault, также немного изменили внешность. Кроме того, совершались попытки выпуска и других модифицированных моделей — седаны «Иван Калита», «Князь Владимир» и «Юрий Долгорукий». 1998 год и падение курса рубля не позволило больше использовать двигатели французского производства, машины стали слишком дорогими, но остались ненадежными. В результате в 2002 году конвейер был остановлен, АЗЛК перестал существовать. До недавнего времени на территории завода находился завод Renault, где производили модели Logan, Duster и Sandero — также в производстве были Megane и Fluence.
По информации открытых интернет-источников