16:13
пятница, 19 апреля
2018-08-08T15:43:00.000Z
https://kolomna-spravka.ru/news/28017
https://kolomna-spravka.ru//
ООО Медиахолдинг Ять
https://kolomna-spravka.ru/design/images/logos/logo.png
140410, г. Коломна, ул. Фрунзе, д. 46, 3 этаж, офис 273
+74966124009
08-08-2018 15:43 4518

«Тот, кто прошел школу КБМ, сможет работать везде!»

В рубрике «Судьба человека» рассказываем о жителях Коломны.

Недаром люди говорят, «где родился, там и пригодился». Эта народная мудрость – лучшая характеристика тех, кто, прожив всю жизнь в родном городе, сумел принести пользу и ему, и стране. Одним из них является постоянный читатель газеты «Ять», человек, посвятивший четверть жизни Конструкторскому бюро машиностроения, - Виктор Дубов. 


Виктор Иосифович Дубов родился в августе 1942 года в Щурове, на «полигоне» - так местные жители называют часть микрорайона, где с 1927 года располагались собственное конструкторское бюро и баллистическая лаборатория. Родители нашего героя обосновались в Коломне за четыре года до рождения сына: Иосиф Дубов окончил Тульское оружейно-техническое училище и вместе с молодой супругой, выпускницей Владимирского педтехникума, приехал в Щурово. 

Сталин чуть не утонул 
К сожалению, молодой оружейник И. Дубов не застал знаменательное событие, случившееся за несколько месяцев до его прибытия в Коломну. В феврале 1938 года на Щуровский полигон приезжал Семен Буденный, в те годы командовавший войсками Московского военного округа. Военачальник приехал, чтобы подготовить учебное стрельбище к визиту самого важного человека страны – Иосифа Виссарионовича Сталина. Сам «вождь народов» посетил полигон 27 апреля 1938 года – этот факт официально задокументирован, и сведения о нем находятся в Подольском архиве Минобороны РФ. 
Сведений о том, как прошел визит вождя, не сохранилось, не осталось в живых и тех, кто сопровождал Сталина при осмотре полигона. Но по слухам, которые передавались из поколения в поколение, во время прибытия правительственной делегации во главе с Иосифом Виссарионовичем на полигон произошел неприятный казус. Вождь народов посетил Коломну во время паводка. Автомобильного моста через реку Оку еще не было, и территория Щурова представляла собой низину, по которой разливались паводковые воды. От Голутвина до щуровского берега правительственная делегация передвигалась на пароме. И надо же такому случиться, что на середине реки один из паромных двигателей отказал! Делегацию во главе с вождем понесло на быки железнодорожного моста. Ситуацию спас моторист катера, тащившего паром. Буквально за пять - семь метров он завел отказавший двигатель, и Сталин сотоварищи благополучно добрался до берега и полигона. 
Очевидцем опасной ситуации был мальчик, который якобы наблюдал за происходящим с берега. Правда, как рассказывает Виктор Иосифович Дубов, паренька этого потом найти так и не удалось. А в честь визита на полигон высоких гостей, которые посетили авиаполе и убедились в успешных испытаниях стрелкового оружия, сотрудники научно-исследовательского стрелкового полигона воздвигли обелиск И.В. Сталина и высадили березовую аллею.

В разгар перестроечной борьбы с культом личности обелиск снесли (фото 2015 года), его двухметровый фундамент выкорчевали и выбросили, а аллея пришла в запустение. Сейчас на этом месте находится озерцо. 
 Мечты о радиотехнике 
Об этой истории Виктору Дубову рассказали его родители. Между тем наш герой в 1960 году с отличными результатами окончил школу № 5 (сейчас это школа № 30 в Щурове) и буквально грезил радиотехникой и радиоэлектроникой. Вот почему Виктор Иосифович, в отличие от многих его одноклассников, решил поступать не в Коломенское училище, а в Горьковское радиотехническое училище войск противовоздушной обороны страны (ГРТУ ПВО), которое и закончил с отличием спустя три года, в 1963.
 Впереди молодого кудрявого выпускника ждала блестящая военная карьера. Но Виктор Дубов решил пойти под сокращение, известное как «миллион двести» (в 1960 году Верховный Совет СССР принял Закон о значительном сокращении Вооруженных сил на миллион двести человек). Так в октябре 1963 года курсант-отличник без экзаменов поступает в МГТУ им. Н.Э. Баумана в качестве вольного студента факультета приборостроения. Студенческая жизнь казалась сказкой: по льготе Дубову предоставили жилье, стипендию в 45 рублей плюс доплачивали 50 рублей за лейтенантские погоны. 
Виктор Иосифович был завидным женихом: в 22 года, после внезапной смерти отца, ему по наследству перешел личный автомобиль, денежное довольствие позволяло ни в чем себе не отказывать. Через три года обучения в Бауманке, которое, как честно признается Дубов, давалось ему с трудом, он взял академический отпуск. Чтобы не тратить время зря, восстановился на вечернем отделении Коломенского политехнического института. Благодаря диплому радиотехника по приборам и эксплуатации ракетных установок зенитного комплекса устроился на работу в милицию на должность начальника узла связи. Здесь Виктор Иосифович проработал четыре года, с 1965 по 1969 год. 

6 батарея, 1 взвод ГРТУ (г. Горький). 1963 год. В. Дубов - третий слева в нижнем ряду.

Работа на КБМ 
Но, видно, от судьбы не уйдешь. Во время работы в милиции наш герой познакомился с городским прокурором Василием Ивановичем Хатунцевым. Тот поинтересовался образованием молодого начальника узла связи. Узнав, что перед ним ракетчик (снова сыграл свою роль диплом!), позвонил Сергею Павловичу Непобедимому, который в то время был начальником и главным конструктором КБМ. Так Виктор Дубов сначала попал на дипломную практику в Конструкторское бюро машиностроения, а затем, после защиты дипломного проекта, стал полноправным сотрудником отдела № 19 испытательного бюро – инженером-испытателем. 
Одним из немаловажных аргументов работы в КБМ был высокий оклад, который превышал среднюю заработную плату других коломенских предприятий. За счет этого, рассказывает Дубов, Конструкторское бюро «перетягивало» талантливых сотрудников с остальных заводов. Так, инженеру-испытателю Виктору Иосифовичу Дубову назначили оклад 110 рублей, при том, что во ВНИКТИ тогда платили 90 «деревянных». Правда, и ответственной работы было немало: испытания, первые пуски ракет, а параллельно с этим в 1970 году наш герой защитил диплом, который подписал сам А.С. Тер-Степаньян (российский конструктор ракетного оружия, один из ведущих инженеров КБМ), и продолжил трудиться на щуровском полигоне. 

Коллектив 47 отдела КБМ перед выездом на пикник. 1990 год. В. Дубов - второй справа.

Диплом держит на плаву 
25 лет на родном предприятии пролетели для Дубова как один день: активная интересная работа с часовым перерывом на обед (работников КБМ в Коломне прозвали «почтовыми лошадьми» за то, что они бежали на обеденный перерыв и обратно, пытаясь за час пообедать и покормить свою семью). А затем - развал Советского Союза, который застал сотрудников Конструкторского бюро врасплох. В 1994 году были закрыты темы для разработок, платить зарплату сотрудникам стало нечем. Виктор Иосифович Дубов, в то время ведущий инженер 47 отдела КБМ, устроился оператором в узел связи Московской центральной железной дороги. Вновь помог диплом ракетчика по радиоаппаратуре, который всю жизнь словно держал нашего героя на плаву. А еще Виктор Дубов, уже работавший в Москве, не раз говорил «спасибо» родному КБМ – работа на серьезном оборонном предприятии научила ответственному отношению к вверенному объекту, всестороннему и детальному знанию технологических процессов, жесткой дисциплине. 
Виктор Иосифович Дубов проработал на Московской железнодорожной дороге 10 лет, до 2006 года. Когда ему исполнилось 65 лет, героя нашей публикации проводили на пенсию.  
Но и сегодня, в свои 76, Виктор Дубов полон сил и интереса к жизни. Летом жители щуровского полигона, на котором он прожил и проработал всю жизнь, видят его на велосипеде, зимой Виктор Дубов часами совершает лыжные прогулки в лесу. А еще наш герой, который сегодня ведет активную общественную жизнь, являясь председателем КВО № 671 (военного общества охотников), - садовод, заядлый грибник, знаток коломенских лесов и отлично ориентируется в истории Конструкторского бюро машиностроения. Его авторитетные знания не раз помогали в подготовке публикаций по военной тематике Щуровского полигона. И в этом, как утверждает Виктор Иосифович Дубов, ему помогает высшее образование и опыт работы на КБМ.
 «Я всегда говорю, что диплом – это и стиль работы, и подготовка, и лицо человека. А уж тот, кто прошел школу Конструкторского бюро машиностроения, сможет работать везде».  

Слет ветеранов КВО (военного общества охотников).

Фото: из личного архива героя публикации

Печатную версию читайте в свежем номере «Ять»
Нам интересно Ваше мнение о материале
6
0
0
« Август, 2018 г »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Должны ли, по вашему мнению, родители принимать участие в решении жилищного вопроса детей?
Всего голосов: 226
Да, бесспорно, должны помочь приобрести или купить
17.3% (39)
Нет, родители ничего детям не должны
6.2% (14)
Если есть финансовая возможность, почему бы и нет
75.7% (171)